Заинтересовалась темой на вашем форуме, и, хотя консервативному крылу казаков может показаться некорректным женское вмешательство в мужской разговор
, рискну представить свой взгляд на высказанные здесь мысли; и, надеюсь, что моё появление на форуме донских казаков будет воспринято благосклонно - так как оно, на мой взгляд, закономерно. По происхождению я- донская казачка, отец - с верхнего Дона, Белая Калитва, мать - из ст. Елизаветинской, с Дона Нижнего. Мне кажется, что опасения уважаемого СотникаМ (основанные на жалобах Михаила Матвеева на "хрень, непонятную хуторским казакам"
), что разговор стал непонятен для народа, преувеличены и лишены основания: казачество никогда не ограничивалось станичным и хуторским менталитетом. Учась в Ростове на философском ф-те, я общалась со многими представителями донской глубинки, как с моего факультета, так и с исторического. Их путь из школ станиц и городов Дона и Кубани на гуманитарные отделения Университета понятен: думающему человеку, начинающему с поисков себя и своего места в мире, необходим научный инструментарий для этих поисков, и они, кстати, зачастую приводят к самоидентификации себя со своим народом (этносом), основанной на научном понимании места своего народа в историческом процессе и в мире.
И, наверное, любой здоровый этнос состоит из консервативного большинства и элиты, вышедшей из того же большинства, но идущей впереди и выражающей потребность этноса в самообновлении, без которого он обречен на растворение или нежизнеспособное законсервирование. Ни один век из истории Донского казачества не является исключением для такого деления; но, для того, чтобы не отвлекаться от темы, ограничусь ХХ в. Почему-то так получилось, что именно по причине уникального противостояния белоказаков и красноказаков, происходящего по всей Окраине бывшей Российской Империи на огромной территории от Дона до Кавказского хребта на юге, до Урала и Сибири, нам наиболее известны личности, так или иначе связанные с этими трагическими страницами истории. Однако и до этих событий, и после них, и у нас на Дону, и на Тереке, и на Урале не только военачальники и представители служилого казачества вошли в Историю... Но их имена зачастую недооценены. Возможно, именно по причине тотальной завороженности теми трагическими, судорожными страницами истории, разделившими наших предков на два непримиримых лагеря, мы, их потомки, до сих пор примеряем на себя их взгляды, идеологемы, судьбы... А один из современников революции, гражданской войны, военного коммунизма и радикальных репрессивных мер новой власти, ныне всемирно известный (его имя, как выдающегося философа 20 в., вошло в Британскую Энциклопедию), но несправедливо малоизвестный на родине, на Дону и в Новочеркасске, А.Ф. Лосев, отмечал в своих автобиографических записях: "...Война, тюрьмы, преследования - это социальные неврозы. Революция - это ужасная мистерия жизни. Это... состояние, когда сами себя не понимают, на мелочи реагируют сильно, на сильное - мелочно..." И мне кажется тревожным симптомом, что это высказывание, относящееся к первой трети ХХ в., походит на наши реалии, относящиеся также к началу, но ХХI в. Может быть, пора остыть, вернуться к здравомыслию, перестать реагировать на мелочи...
Что же касается традиционализма (и его российского направления - евразийства), как научного философского течения, относящегося к социально-политической сфере исторического процесса, - на мой взгляд, оно более связано с передовыми взглядами эпохи модерна, в нашей стране прерванной революцией и особенностями социалистической модернизации, ограниченной идеологически и сведённой к научно-техническому прогрессу. И в этом Советский Союз был не оригинален, весь цивилизованный мир 20 в. именно на подобном пути (за исключением идеологии) пришел к социо-культурному кризису, сопровождающему процесс глобализации, который влечет за собой значительное ослабление национальной идентификации народов. Именно этой опасности стоит придавать особенное значение в наше время, когда инстинкт всех европейских этносов (культура которых основана на христианстве, к началу ХХI в. секуляризованному, находящемуся в узкоклановом ведении церковных клерикалов) редуцируется и размывается потребительской идеологией отчуждения, свойственного так называемому «среднему классу». Весь вопрос в том, как нам, представителям одного из самых гибких и жизнеспособных этносов, - казачества, которое никогда не удовлетворялось собственными станичными, Донскими, Кубанскими, Терскими, Уральскими интересами, но всегда в кризисные периоды российской истории брало на себя миссию спасения России, не поддаться этому процессу, охватившему всю Европу, ослабившему её и сделавшему возможным мусульманскую экспансию…
Мне лично, на пути этих тревожных мыслей, вспоминается одна хорошая цитата из слушаемого в период студенческой юности рок-корифея Б.Гребенщикова (который, кстати, по отцу-волжский казак): «Но чтобы стоять, мне нужно держаться корней».