ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Текущее время: 28 мар 2024, 15:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Предисловие к "Повести об Азовском осадном сидении"
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 16:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2008, 17:08
Сообщений: 551
По нашему глубокому убеждению, «Повесть об Азовском осадном сидении донс-
ких казаков», по своей значимости в истории казачества не менее важна, чем «Слово
о полку Игореве» в истории общероссийской.
Именно поэтому решились мы взять на себя нелегкий труд перевести эту повесть с русского на русский. Дело в том, что за прошедшие века, значение многих слов и выражений изменилось неузнаваемо. Многие слова вообще вышли из употребления, многие потеряли всякий смысл для современного человека, некоторые приобрели прямо противоположное значение.
Сознательно отказавшись от консультаций с филологами о том, что значит то или иное
слово в современном русском языке и что оно обозначало во времена написания
повести, мы постарались передать сам дух происходивших событий, отношение к
ним защитников Азова, автора повести. Не всегда прямой перевод слов и терминов,
правильно передает суть происходящих событий. Поэтому, заранее принимая все
критические замечания профессиональных переводчиков и ученых филологов, мы
просим рассматривать данный перевод, как вольное изложение.
Тем более, что изначально ставилась цель привлечь внимание читателя, интересующегося историей казачества, особенно читателя молодого, к событиям происходившим на Дону в те далекие времена, когда только формировалось многонациональное государство, ставшее впоследствии Российской Империей, Россией.
Геополитические процессы на стыке Европы и Азии, когда западному христианскому миру противостояло сравнительно молодое, но агрессивное мусульманское государство – Османская Турция, поглотившее православную Византию вместе с ее столицей
Константинополем, привели к тому, что центр Православия переместился в Москву – третий Рим.
Матерь городов русских, православный Киев, был под властью католической
Польши, Константинопольский Патриарх фактически находился во власти турецкого султана, являвшегося духовным главой всех мусульман мира, на Руси только что отбушевала страшная смута, когда один самозванец за другим претендовали
на Русский престол, причем искали они поддержки и у польского короля, и у крымского хана, и у турецкого султана.
Когда на московском престоле утвердился царь Михаил Федорович, первый
из династии Романовых, пришедший к власти не в последнюю очередь благодаря
донским казакам и их атаману Межакову, куда еще могли быть обращены взоры православных воинов – донских казаков?
Многие историки, пытаясь найти причину захвата казаками Азова, ищут и находят её на поверхности. Мешал, видите ли, турецкий Азов, выходить казакам в море и грабить турецкие города. При этом не принимается в расчет, что Азов стал турецким сравнительно недавно.
Живы были еще в казачьей памяти времена, когда казаки торговали в городе Азове генуэзском, свободно выходили в синее Азовское море, ловили рыбу, бывало, доставляли
живых осетров в Константинополь.
В 1471 году турки взяли Азов. С этого времени, торговля в Азове пришла в
упадок, европейским кораблям был запрещен вход в Чёрное
море. Это побудило европейских купцов искать новый, морской путь для торговли с Индией. Прекратил действовать «великий шё лковый путь», кормивший не одно поколение казаков. Во времена генуэзцев, когда Азов служил перевалочной
базой для индокитайской торговли, казаки были востребованы и в качестве опытных и бесстрашных проводников, хорошо знающих местность, и в качестве надежной охраны караванов, и в качестве опытных лоцманов и мореходов
по мелкому Азовскому морю и гирлам Дона и Волги.
Не последнюю статью казачьих доходов составляла рыбная ловля. Даже во времена
турецкого владычества в Азове, турки обращались в Черкасск за разрешением, чтобы казаки продавали им рыбу и дрова.
Случались, конечно, и пресловутые «походы за зипунами», но это не было и не могло быть основным занятием казаков, это была обычная в те далекие времена практика, когда каперством и пиратством грешили многие «цивилизованные» государства Европы.
Но вернемся к Азову.
Поселения человека в дельте Дона и, в частности на месте будущего Азова, относятся ещё к каменному веку. Это естественно. Практически все великие цивилизации
зародились и развивались в дельтах рек. Объяснение простое – всегда есть вода и
всегда есть еда. Если не убил зверя, то поймал рыбу, не рыбу так лягушку, в крайнем
случае, ракушку. Можно полакомиться сочными корневищами тростника, из камыша
построить простейшую хижину, его же использовать в качестве топлива и материала
для плавсредств.
Причём следует учитывать, что природа в те доисторические времена была
значительно богаче, а людей, желающих попользоваться ее дарами, значительно
меньше.
Собственно город, ведет свою родословную от греков, основавших здесь свою
колонию и назвавших её Тана. Весьма выгодное положение города привлекло сюда
обширную торговлю. Греки везли вино, посуду, предметы роскоши, а вывозили зерно, рыбу, кожи. Через Тану велась торговля не только со скифами, но и со Средней
Азией, Китаем, Индией.
В 115 году до Рождества Христова, на Азов заявил свои права Митридат Понтийский. Тана, Танаис, Елизаветинское городище – следы Боспорского царства на
Донской земле. Здесь происходит взаимовлияние и смешение культур – эллинской
и скифской, положившее, скорее всего, начало формированию той культуры, кото-
рая через века, испытывая на себе влияние многих и многих народов, проходивших
через дельту Дона, приняв православие как мировоззрение и миропонимание, стала
основой феномена, впоследствии получившего название Донского казачества.
Азовом в разные времена владели разные племена и народы. Были здесь Сарматы, Гунны,
Хазары, Печенеги.
На исходе десятого века нашей эры, Азов попал под власть киевского князя Владимира I, отдавшего город, вместе с Тмутараканью, в удел своему сыну Мстиславу.
Княжество Томаторканское достаточно известно в Российской и мировой истории.
Князь Мстислав прославился своими подвигами и прославил свое княжество, но
ничто не вечно под луной.
Около 1067 года Азов покорен половцами, от которых, скорее всего, и получил свое современное название.
Историко-литературная традиция связывает название города с именем половецкого хана Азуна. Именно 1067 год, официально считается годом основания Азова.
Татары Золотой Орды называли город «Азак», что значит «Дальний», «Крайний».
В XIII веке город перешел к генуэзцам. Они укрепили его, построили добротные каменные стены и башни. Несмотря на это, в 1395 году городом овладел Тамерлан. Воины «Железного хромца» устроили, пожалуй, первый в истории геноцид по отношению к христианам.
Уже в наше время, на территории Азова найдено погребение, в котором захоронено 13 христиан умерших насильственной смертью. До нашествия Тамерлана и после его ухода, на территории города мирно уживались, как бы сейчас сказали, представители разных конфессий. В раскопках находят литейные формы православных
и католических крестов, мусульманских полумесяцев, предметов языческого и иудейского культов.

Это был огромный плавильный котёл, в котором смешивались культуры
и верования многих народов не только Европы и Азии, а практически всего мира. Котел, в котором отшлаковывалось и выпадало в осадок все лишнее и наносное, в котором постепенно зарождался и гранился сложными историческими процессами кристалл нового народа, названного потомками казачеством.
Тамерлан срыл город до основания и ушел.
В 1400 году генуэзцы город восстановили. Это, конечно, был уже не тот город.
Былого величия он уже не достиг никогда. Когда же в 1471 году Азов был взят турками, начался быстрый его упадок.
Христианское, в основном православное население, было уничтожено или покинуло город, расселившись по казачьим городкам Дона. Православный храм Иоанна
Предтечи был превращен турками в мусульманскую мечеть. Оживленная, в прошлом,
торговля, постепенно заглохла.
Огромной агрессивной Османской империи, сроившей свое могущество и благосостояние на ограблении покорённых народов, Азов был не очень то и нужен. Обложить данью казаков не удалось, у омусульманенных степняков и горцев Кавказа, тоже не очень-то разживешься. Сохранил свое значение Азов только как крепость, военный форпост Турции
на границе с ее извечным врагом - Персией и нарождающимся православным Московским государством.
Постепенно Азов превратился в заштатную турецкую крепость, гарнизон которой вынужден был вести постоянную и непрерывную войну с непримиримым противником – Донскими казаками.
Для казаков же Азов был как бельмо на глазу. Он закрывал выход в Азовское и Чёрное моря, Азов служил базой крымцам, ногайцам и прочим хищникам для
набегов на казачьи земли и Русь. Постоянные стычки с азовцами не давали покоя
казакам, жить приходилось в постоянном напряжении, в страхе за жизнь стариков,
жен и детей, обитателей казачьих городков и станиц, которые могли подвергнуться
нападению в любой момент, могли быть убиты, или хуже того, уведены в страшную
турецкую неволю.
И гибли казаки в борьбе за право жить по своим законам, за веру своих предков, заканчивали многие жизнь на турецких галерах, называемых каторгами,
продавали турки казачьих жён и детей на невольничьих рынках Бахчисарая, Кафы
и Стамбула.
Казаки не оставались в долгу. Казачьи рейды по прибрежным турецким
владениям, наводили ужас на их обитателей. Пылали и шли ко дну турецкие корабли,
атакованные казачьими стругами и чайками, освобождали казаки своих единоверцев
и брали турецкий полон для того, чтобы обменять потом его на своих одноплеменников, православных христиан.
И передавалось из поколения в поколение, что не всегда Азов был турецким, не всегда он запирал выход в синее море к богатым рыбным ловлям, не всегда украшал старинный храм Иоанна Предтечи мусульманский полумесяц, сиял когда-то над городом
золоченый православный крест.
И вот, в июне 1637 года, через 166 лет после захвата турками, донские казаки,
поддержанные запорожцами, взяли Азов.
Ненависть казаков к своим притеснителям была настолько велика, что они не
оставили в живых ни одного человека, ни одного врага. Казаки воспринимали взятие
Азова как освобождение истинно – христианской земли от неверных, восстановление
справедливости, истинного порядка вещей.
Был восстановлен и заново освящён храм Иоанна Крестителя, немедленно началось строительство храма во имя святителя Николая Угодника, ценные дары были отправлены в православные монастыри.

Город быстро был заселён казаками, поделен по казачьему обычаю на станицы и
на несколько лет стал столицей Войска Донского.
Турецкий султан был в это время занят войной с Персией, на жалобу его посла московскому царю, по поводу взятия казаками Азова, молодой самодержец Михаил Федорович, дипломатично ответил, что казаки – вольные люди, воюют на свой страх и риск, а если султан захочет, то может и сам их унять.
Не с руки было Московскому государству, только ещё выходящему из смуты, сменившему династию, вступать в войну с громадной и мощной Османской Империей.
Потому на Москве порадовались успехам казаков, но громко о своей радости говорить
не могли из дипломатических соображений. Казаки остались предоставлены сами себе, никто не стеснял их свободы.
И они этой свободой воспользовались.
Запылали турецкие города черноморского побережья, один за другим шли ко дну боевые и торговые корабли под флагом со звездой и полумесяцем. Окрыленные успехами, казаки примерялись к Царьграду, казалось ещё немного и будет освобожден город православного царя Константина, поруганный басурманами.
До поры до времени Стамбулу было не до казаков и Азова. Но умер старый султан.
Началась внутренняя смута, обычная при смене правителя такой огромной страны,
с достаточно большим количеством претендентов на престол, борьбой различных
группировок и, как бы сегодня сказали, партий и политических объединений. Началось брожение в войсках. Как всегда в кризисной ситуации, новому правительству
понадобилась «маленькая, но победоносная война».
И предлог есть – достали казаки со своими набегами! И причина есть – вернём
исконно турецкий город Азов! Да и неверных пора наказать примерно, чтобы боялись
и чужие и свои, тем более, что большинство своих, были совсем недавно чужими.
Пусть посмотрят Валахи и Молдаване, Болгары и Греки, Армяне и Сербы, прочие
порабощенные народы, что бывает с теми, кто пытается обрести свободу и выйти
из под тяжелой руки Его Султанского Величества, Повелителя Вселенной, Главы Всех
Мусульман и прочая, и прочая, и прочая!
И послана была под Азов великая рать.
1641 год. Азов. За стенами крепости – семь тысяч казаков. Перед крепостными
стенами – трехсоттысячная турецкая армия. Триста тысяч только «переписанной
рати», не считая землекопов и прочих «чёрных мужиков». Одно перечисление
стран, откуда прибыли войска, наводит на мысль о «показательном выступлении»
«непобедимой» турецкой армии. Полная уверенность в немедленной победе. Никогда
ранее и никогда позже в мировой истории войн, не было такого соотношения
сил. И что же?
Казаки выстояли! 95 дней и ночей длилась осада, и казаки победили!
Нет смысла пересказывать «Повесть об Азовском осадном сидении Донских
казаков». Попытка перевести повесть «с русского на русский», вызвана лишь одним
желанием – пробудить интерес к этому бессмертному произведению, значение которого, не побоимся повториться, для Российской истории никак не меньше «Слова о полку Игореве». Именно поэтому, здесь публикуется и источник, с которого осуществлен
перевод. Читатель же заинтересованный, сам возьмет на себя труд отыскать в библиотеке все три варианта повести.
Приведена здесь и часть дневника турецкого путешественника Эвлия-Челеби. Так
сказать, взгляд с другой стороны. И сразу бросается в глаза, что взгляд этот в корне
отличается от взгляда автора повести, от взгляда казаков на происходящие события.
Того, кого заинтересовал этот взгляд, так же отсылаем в библиотеку, но и из приведённого отрывка ясно, что «воины ислама», рассматривают войну как коммерческое предприятие.
Скрупулёзно подсчитывают, кому и сколько выдано снаряжения и оружия, как
поделена добыча. Внимательно следят за тем, чтобы имущество павших янычар попало в султанскую казну. Автор дневника тщательно подсчитывает, насколько он стал
богаче, получив в подарок рабов-гяуров. Высчитывает, насколько возвысился он при
дворе султана, как ещё можно воспользоваться сложившейся ситуацией с выгодой для себя.
На этом фоне ещё ярче высвечивается самоотверженная борьба казаков за веру
Православную, за поруганные святыни, за други своя, за свою свободу. Это именно
самоотверженность, отвержение себя, собственного эго, ради высшей идеи. Идеи,
объединившей православных, славян, в великое государство, имя которому – Россия. Именно такие подвиги, не ради личной славы, а тем более выгоды, подвиги,
прославившие казаков во все времена и во всех войнах, в которых они участвовали,
позволяют казакам повторить вслед за великим писателем: «Казаки создали Россию!»,
позволяют добавить: «Казаками Россия возродится!»
Ну а что же Азов?
Азов был разрушен полностью. Русский царь подарок казаков не принял. Не мог
принять. Кое-как укрепив стены разрушенной крепости, казаки продержались
в ней до 1643 года.
В 1643 году, шесть лет спустя после овладения, казаки оставили Азов.
В качестве трофеев были увезены турецкие пушки, огромные городские весы и
железные ворота крепости. Казаки говорили: «Тот владеет Азовом, кто владеет его
воротами!» Эти трофеи и сегодня можно увидеть в Старочеркасске, бывшей сто-
лице Земли Донских казаков. Туркам досталось «пустое место Азовское», как они и
просили.
Подданные султана Азов отстроили заново, но по сравнению с генуэзцами, строители они были никакие, поэтому и город у них получился так себе. Но крепостные
стены укрепили основательно.
Когда в 1695 году пришло время России вновь заявить свои права на этот приморский город, молодой царь Петр I не смог его взять с первого раза. Но царь был упорен. На следующий год он появился под стенами Азова вместе с казаками и, при помощи построенной им Азовской флотилии, овладел крепостью.
Недолго развевался над Азовом Российский флаг, неудачи в Прусской кампании
вынудили Петра отказаться от Азова, также как и от вновь построенного Таганрога.
Окончательно и навсегда Азов был взят в 1736 году. И опять не без участия казаков.

Россия росла, раздвигала свои границы. Азов, из форпоста православия, постепенно становился обычным российским городком, каких много на необъятных просторах нашей Родины.
С 1775 года Азов – центр новоучрежденной Азовской губернии, в 1782 году,
при переводе губернского управления в Екатеринославль, Азов переименовывается
опять в крепость, а в 1810 году – в посад Екатеринославской губернии Ростовского
уезда. В 1888 году, вместе с Таганрогом и Ростовом-на-Дону, присоединён к Области
Войска Донского. Азов вошел во вновь образованный Ростовский округ, в посаде
введено казачье управление.
Сегодня Азов – небольшой городок, каких много в России.
Очень зеленый и очень тихий. Здесь приятно жить, приятно отдыхать. И многие
отдыхающие даже не подозревают о богатейшей истории этого древнего города. А
ведь здесь каждый квадратный сантиметр земли – история. Ученые-археологи говорят
что в Азове, для того чтобы сделать открытие, можно начинать копать в любом месте,
в любом огороде, на любой улице. А можно покопаться в библиотеках.
Сопоставить некоторые факты, события, даты и сделать поразительные открытия.
Как сделал знаменитый путешественник и ученый Тур Хейердал. Он, например,
уверен, что скандинавский бог Один, родом с Дона. И вообще, скандинавов научили
земледелию и морским походам предки донских казаков.
Многими событиями и подвигами земля наша богата. Один из таких подвигов –
Азовское осадное сидение Донских казаков.
Мы уверены, что это произведение не оставит вас равнодушными, поможет более
полно понять историю своей страны, своего народа.
Слава Богу, что мы казаки!


Казачий полковник Воронин В.В.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Предисловие к "Повести об Азовском осадном сидении"
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2013, 21:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 дек 2009, 23:09
Сообщений: 2588
Воронин писал(а):
Недолго развевался над Азовом Российский флаг, неудачи в Прусской кампании
вынудили Петра отказаться от Азова, также как и от вновь построенного Таганрога.

Строго говоря, в период между взятием Азова в 1696 году и его сдачей в 1711 году именно российского флага ещё не было, ибо не было ещё самой Российской империи. А был тогда, например, флаг, который звался "Флаг Его Царского Величества московского".
Но выражение это (как образное) право на существование, видимо, всё же имеет.
Отказаться же от Азова и срыть укрепления Таганрога Петру I пришлось после неудачи не в некой Прусской кампании, а в Прутском походе 1911 года.
Только Таганрог того времени был не вновьпостроенным, а новопостроенным. Ведь строился он тогда впервые, а не во второй (либо в третий) раз.

Воронин писал(а):
С 1775 года Азов – центр новоучрежденной Азовской губернии

Вот тут верно сказано, что Азовская губерния - новоучреждённая (а не вновьучреждённая), потому что выражение взято из письменного источника.

Воронин писал(а):
в 1782 году, при переводе губернского управления в Екатеринославль, Азов переименовывается
опять в крепость

В Екатеринослав, с вашего позволения.

Воронин писал(а):
а в 1810 году – в посад Екатеринославской губернии Ростовского
уезда

А вот тут губерния названа правильно, так как это название также взято из источника.

Воронин писал(а):
В 1888 году, вместе с Таганрогом и Ростовом-на-Дону, присоединён к Области
Войска Донского. Азов вошел во вновь образованный Ростовский округ

Здесь Ростовский округ также должен именоваться новообразованным, так как образован он был впервые.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Предисловие к "Повести об Азовском осадном сидении"
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2013, 22:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2008, 17:08
Сообщений: 551
НОВИК писал(а):
Воронин писал(а):
Недолго развевался над Азовом Российский флаг, неудачи в Прусской кампании
вынудили Петра отказаться от Азова, также как и от вновь построенного Таганрога.

Строго говоря, в период между взятием Азова в 1696 году и его сдачей в 1711 году именно российского флага ещё не было, ибо не было ещё самой Российской империи. А был тогда, например, флаг, который звался "Флаг Его Царского Величества московского".
Но выражение это (как образное) право на существование, видимо, всё же имеет.
Отказаться же от Азова и срыть укрепления Таганрога Петру I пришлось после неудачи не в некой Прусской кампании, а в Прутском походе 1911 года.
Только Таганрог того времени был не вновьпостроенным, а новопостроенным. Ведь строился он тогда впервые, а не во второй (либо в третий) раз.[quote]

Спасибо! Критика вполне конструктивная. Все замечания учту и обязательно исправлю текст.

С неизменным уважением,
Воронин.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Новости СКВРиЗ

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Rambler's Top100 доборные элементы