ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Текущее время: 29 мар 2024, 00:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2013, 11:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2008, 17:08
Сообщений: 551
(публикуется с учётом замечаний участника форума НИКОЛАЯ НОВИКОВА)

Много путешествуя, живя часто и подолгу среди разных народов, вывел я для себя простую истину и способ познания характера, образа мыслей, мировоззрения, отношения к окружающим и жизни вообще, можно сказать души того или иного народа.
Способ этот достаточно прост. Если желаешь, в самом деле, понять характер народа, отличия его от народов иных и того племени, к которому принадлежишь сам, нужно внимательно и вдумчиво читать сказки.
Именно в сказках, преданиях, различных эпосах сокрыта душа народа их создавшего, сохранившего, передающего из поколения в поколение.
Сказка, эпос - это некий концентрат надежд и чаяний, способов разрешения конфликтов, моделей поведения, способа мышления и образа мыслей.
А если сказки и предания приведены в некую систему, если из них вырисовывается цельная картина - это уже эпос. Эпос – это нечто возвышенно – героическое, характерное исключительно для народа, этот эпос создавшего.
Волею судьбы, оказавшись в Южной Осетии не в самые лёгкие для осетинского народа времена, я раздобыл осетинский эпос «Сказания о Нартах».
Именно эта книга помогла мне понять многое в характере осетин, в их мировоззрении, отношении к смерти и жизни. Не осетин вообще, а каждого осетина в отдельности, с которым мне приходилось общаться.
Многое было мне внове, но еще больше было хорошо знакомо. Знакомо по общению с другими народами, проживающими на Кавказе, а ещё больше знакомо по внутреннему ощущению древней общности культуры.
Я и раньше знал, что у осетин и казаков общие аланские корни. Что само название великой казачьей реки Дон – по-осетински означает просто «вода». А побывав в Осетии, я узнал, что Донов очень много. Ардон, Кармадон, Бухардон и многие другие Доны с различными приставками текут в Северной и Южной Осетии. Много похожего и в характерах осетин и казаков.
Но поразило меня, окончательно убедило в том, что мы народы родственные, имеющие общих предков, одно интересное обстоятельство.
В очередной раз прочитывая «Сказание о Нартах», я натолкнулся на эпизод, как Нарты испытывали одного из своих героев по имени Батрадз.
Говорят, что самый узаконенный вид плагиата - это цитирование. Но здесь без цитирования не обойтись. Я приведу полностью отрывок из Сказания, который так меня поразил:

Батрадз возвращался с похода. Сто всадников выслали ему навстречу. Чтобы напали они на него из засады. Но когда кинулись они на Батрадза, то повернул он коня и погнал его, будто спасаясь бегством. В погоню пустились за ним всадники. Но так как не одинаковы были их кони и одни обгоняли других, преследователи вытянулись в длинную нить по дороге. И тогда Батрадз неожиданно повернул коня своего, и – Бог избави нас всех от такой напасти! – одного за другим одолел он всех, - окровавленные и израненные, разбрелись они по домам.

Интересный боевой приём, не правда ли? И вспомнилась мне совсем другая история.
Был я в гостях на верхнем Дону в хуторе Мещерякове. Места там красивейшие. Величественный Дон, вполне приличные меловые горы, пойменные леса, нетронутые плугом степи.
Прогуливаясь по окрестностям хутора с одним из местных казаков, я обратил внимание на белый высокий монумент, находившийся достаточно далеко от хутора, вполгоры одного из высоких холмов.
«Кому это памятник?» - спросил я. «А, этот? Это красным кавалеристам, отдавшим жизнь за установление советской власти на Дону!» - с непонятной ухмылкой ответил казак.
И рассказал историю времён гражданской войны.
Во время подавления Вёшенского восстания казаков, предпочитавших воевать в конном строю, красные были вынуждены так же формировать кавалерийские части.
Но в отличие от казаков, выросших в седле, вчерашние крестьяне и рабочие, посаженные «на конь», кавалеристы были никакие.
Конь - это и друг, и оружие одновременно. Можно сказать, что казак и выращенный им для службы конь, превращались в некий симбиоз, нечто целое и нераздельное, в единый организм, в котором нет ни главного, ни второстепенного. Так что легенда о кентаврах, не такая уж и легенда.
Другое дело крестьянин, для которого его Сивка-Бурка не более чем тягловая сила, скотина, способная к тяжёлой работе, крайне необходимый, но всё-таки всего лишь живой инвентарь. Про рабочих и говорить не приходится. Телега, пролётка, конка.
Понятно, что в те времена, когда гужевой транспорт был основным средством передвижения, видом лошади трудно было кого-то удивить. Практически все примерно знали, как нужно ездить. Но одно дело знать. Совсем другое уметь. И совсем уж третье, когда это образ жизни.
Так вот, в один из холодных осенних вечеров конная команда красных кавалеристов вошла в хутор.
В хуторе одни старики, дети да бабы. Взрослые казаки – кто в красных, кто в белых. Бьются каждый за свою правду.
А тут экспедиционный корпус движется из центральных районов России, чтобы покарать непокорных, осмелившихся поднять оружие против новой, чуждой казакам власти. Карали по-серьёзному.
Хуторские казаки, в большинстве своём, активно участвовали в восстании. Так что пощады особо хутор не ждал. Притаились все по куреням, ждут что будет. Понятно, что ничего хорошего. Но каждый надеется: авось пронесёт. Ведь даже Господь молился о том, чтобы его «миновала чаша сия».
А человеку тем более свойственна надежда.
В полной тишине, под перестук копыт по подмёрзшей земле, под позвякивание оружия, красный отряд входил в хутор.
И вдруг шум, гам, выстрелы, красные конники развернули своих коней, и скопом поскакали из хутора, стреляя на ходу.
Бабы прильнули к окошкам, вездесущие мальчишки выглядывают из-за плетней, кое-где из дворов вышли старые казаки, чтобы посмотреть, в чём причина переполоха.
Затем в хуторе наступила тишина.
Что произошло, стало известно гораздо позже. Об этом не принято было громко говорить в годы советской власти, но в казачьих дворах трудно что-либо утаить. Да и не утаивали особо в беседах между собой.
В тот злополучный вечер, когда в хутор входили красные, к одной из жалмерок, проживающих на окраине хутора, прибыл из-за Дона милый дружок погостить.
Соскучился, видно, казак так, что презрел опасность, переплыл с конём Дон, хоть водичка была уже ледяная. Ну да за-ради любви и не такие подвиги совершались.
Встретила его любимая как положено. Накормила-напоила, спать уложила. Разомлел казак в тепле после задонских окопов да буераков, заснул крепко. А она встала потихоньку, да давай его бельишко да форму казачью пропотевшую, много дней несниманную стирать. Постирала, да и вывесила, по бабской привычке во дворе на верёвке. Висит, сохнет. И бельё, и гимнастёрка, и шаровары с лампасами проветриваются. Откуда во дворе у одинокой женщины, казачьи шаровары с широким лампасом?
Приметил эти лампасы комбедовец местный, комсомолец хуторской из иногородних. Сообразил, паршивец, что к чему. А сообразив, побежал навстречу красному отряду, как раз входившему в хутор.
За малым его не пристрелили, потому как на голове у него была казачья фуражка с красным околышем, неизвестно у кого реквизированная комсомольцем и с гордостью им носимая. С гордостью, потому как до революции, он и мечтать не мог о такой красивой фуражке.
Эта фуражка, за малым, не стоила ему головы. Но обошлось. Разобрались. А когда поняли, о чём лопочет перепуганный представитель беднейшей части батраков, двинулись всем отрядом к куреню, указанному им.
И совсем уж было окружили каратели курень, но заржал привязанный в леваде за базом конь.
Встрепенулся казак, сон как рукой сняло. Почуял неладное, сорвал со стены шашку в ножнах и, как был, в одних подштанниках, сиганул в окно.
Благо конь не рассёдлан был, только подпруги ослаблены. Прыгнул в седло казак и, через покосившийся плетень, через крапиву и бурьян осенний, рванул проулком за хутор.
Весь красный отряд, стреляя на ходу, за ним. За хутором, единственная дорога круто шла в гору. Конь казачий добрый был, у преследователей поплоше. Но они неслись азартной стаей, постепенно вытягиваясь в цепочку на неширокой дороге.
Скачка продолжалась довольно долго, интервал между красными постепенно увеличивался. Преследуемый нёсся вихрем в гору пригнувшись к гриве коня и время-от-времени поглядывая через плечо.
И вот, почти на вершине горы, он остановился. Развернулся лицом к преследователям. Вынул шашку из ножен. Ножны бросил на землю. Привстал на стременах над подушкой высокого казачьего седла и понёсся вниз.
Первый преследователь не успел даже понять, что происходит. На встречном аллюре рубанул его казак сплеча, с "потягом", как учили деды. Хрустнули человеческие кости, брызнула алая горячая кровь, красный командир свалился под ноги коню.
Казак не остановился не на секунду. Тонконогий и крепкий конь его, разбежавшись под горку, летел, словно большая птиц, едва касаясь копытами земли, навстречу преследователям.
В закатных лучах солнца поблёскивала красным сталь клинка. И она становилась всё более и более красной. Затем чёрной.
Взмахивал шашкой казак и валился под ноги коню очередной преследователь. Кони, освобождённые от всадников, беспорядочно метались по косогору. Дорога всадника вниз была отмечена бесформенными, мокрыми от крови, кучками человеческой плоти вперемешку с форменной одеждой. Сильно растянулся отряд. Весь его вырубил казак. Последний боец испугался, развернул коня и поскакал к хутору. Но и его нагнал рубака. Взмах клинка, короткий вскрик, нет человека.
Бьётся на земле почти перерубленное надвое тело, мгновением раньше бывшее человеком. Мечтавшее о лучшей жизни. Любившее, наверное. Но пришедшее убивать.
И поплатившееся за это.
Заскочил казак в хутор, во двор, где ещё трепыхалось на лёгком ветерке его бельё. Сорвал с верёвки шаровары, натянул, быстро обул сапоги, схватил остальное в охапку и прыгнул на коня. Выскочила на баз его жалмерка, закричала, заломив руки. Да куда там.
Той же дорогой, в гору, мимо порубанных им, лежащих обочь дороги врагов, ускакал казак. Больше его в хуторе никогда не видели.
А красным кавалеристам белый памятник поставили. С красной звездой и чёрной надписью. Что похоронены здесь, погибшие от рук белогвардейцев, борцы за советскую власть.
И не сообразили устанавливавшие памятник, кому на самом деле они его поставили.
А хуторяне помнили. И сейчас помнят.
Вот такая вот история.
Вернее две истории. Расстояние между которыми – века.
А территория, возможно одна.
И народ, возможно один.
Братья мы. Во Христе.


Последний раз редактировалось Воронин 15 ноя 2013, 00:19, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2013, 22:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2010, 19:49
Сообщений: 3095
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Господин полковник. Проверьте ящик личных сообщений. Есть небольшой нюанс.

_________________
http://vk.com/club65024148


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Новости СКВРиЗ

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Rambler's Top100 доборные элементы