Святой Иоанн Новый замучен турками в 1526 году, почему и называется Новым. В его время Константинополь находился в руках турок, и многие из христиан были совращены в магометанство. Некоторые из отступников склоняли и Иоанна к вероотступничеству, но он оставался тверд. И вот, когда однажды вероотступники-соседи начали убеждать его к отречению от веры, св. Иоанн сказал им: "Возможное ли дело, чтобы я отрекся от Христа, своего Создателя и Бога, и последовал Магомету, лжецу и врагу Христа? Я презираю как его самого, так и его веру". Решено было сжечь Иоанна, и он со светлым лицом вошел в пламя. Верующие собрали останки его мощей и перенесли в соборный храм (память 18 апреля).
Великомученик Георгий Новый был болгарином. Жил в XVI столетии. В то время Болгария находилась под властью турок. Турки стали склонять его к отречению от Христа и, когда он не согласился, привели его к своему начальнику, говоря, что он хулит их веру и закон. Начальник, со своей стороны, тоже склонял Георгия к магометанству и за сопротивление приказал жестоко мучить и затем сжечь (память 26 мая).
Преставление Романа, князя Рязанского. Господь судил ему умереть за Христа в татарской орде в 1270 году. Хан Темир присудил св. Романа к казни, и ему сначала отрезали язык, затем вырезали глаза, отсекли пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, наконец, отрубили руки, ноги и голову. Тело св. Романа было тайно унесено русскими в Рязань и погребено здесь (память 19 июля).
Святой праведный Иоанн Русский. Будучи русским (малороссом) по рождению, Иоанн прославился среди греков. Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей и в юные годы стал солдатом победоносной армии императора Петра Великого. В войне 1711 года с турками в битве за освобождение Азова доблестный воин попал в плен. Затем был переправлен в Константинополь и продан оттоманскому начальнику конницы.
Изнывая под тяжестью турецкого ига, некоторые русские пленные отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн был тверд в вере отцов даже до смерти, сколь его ни мучили и ни уговаривали, исповедник неизменно отвечал, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества.
Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность Богу. Прославившись смирением, терпением скорбей, чудесами, русский раб вызвал к себе страх и уважение мусульман. В лето 1730 года 27 мая, чувствуя приближение смерти, Иоанн причастился Святых Тайн и почил в Бозе. Со слезами и благоговением жители Прокопиона - греки, турки, армяне - похоронили покойного русского раба в местной церкви святого великомученика Георгия. Впоследствии святой Иоанн прославился многочисленными посмертными чудесами и исцелениями. С 1951 года нетленные мощи праведника покоятся в великолепном храме в его честь на острове Эвбея в Греции. Все православные - и греки, и русские - возносят ныне хвалу святому: "…блаженне Иоанне, егда претерпел еси заушения и страдания, обаче веру соблюл еси непреобориму и отечества твоего не отпал еси, русский телом и Христов душею пребывая. Моли даровати Российстей стране благословение Божие, спасение чтущим тя, миру же всему умирение".
Так издревле повелось на Руси, что наш вероисповедный спор с мусульманами решался в первую очередь в области духа и состязания в проявлении взаимной любви к ближнему, а уж потом только силой оружия, причем православные выступали всегда как защитники или освободители единоверцев.
Естественно, что в условиях непрекращающихся браней с воинами ислама Русская Православная Церковь в лице своих Первоиерархов призывала русский народ крепко стоять за Веру и Отечество. Однако и много лет спустя православные пастыри с церковных амвонов в дни торжества православных святынь учат свою паству не воинственному отношению к иноверцам, а мирному состязанию в благих делах, опираясь при этом на генетическую память народа. Новомученик протоиерей Иоанн Восторгов проповедовал: "Просвещение совершается не одним словом, но и делом. Докажи магометанину, что твоя вера лучше, докажи не словами, а делами, чтобы ясно было, что христиане и добрее, и честнее, и трудолюбивее магометан, - тогда ясно будет, на чьей стороне правда. Наши благочестивые предки так именно и поступали".
По свидетельству церковных историков, много возвысилось христианство в глазах мусульман чудесным явлением в 1579 году иконы Божией Матери во граде Казани и проистекавшими от святыни чудесами. Православные обрели душевную бодрость и укрепились в вере. Мусульмане чудесами убедились в силе и правоте христианства. Установилось с тех пор почитание всем русским народом иконы "Казанской Божией Матери".
http://www.russdom.ru/oldsayte/2001/20011215.html