Валериан Владимирович,это чисто пиар ход...
В переводе с тюркского языка Сары-Азман означает "жёлтый человек". Вероятнее всего, такое прозвание он получил из-за рыжего цвета волос. Атаман Всевеликого войска Донского татарин Сары-Азман сумел привить казакам обычаи и традиции, которые сохранились по сей день. ловко вбить гвоздь.... .( нет подтверждения,просто эти ребята сегодня имеют желание развить новую историю казачества-мусульманскую,с надеждой на ускоренную исламизацию России.)
ВОЛГО-ДОНСКИЕ САРЫ-АЗМАН. Достаточно показать топонимику Восточной Европы, что бы понять значание срыйцев для этого региона: Сур`аж в Тернопольской области и Сур`ажичи в Черниговской области на Украине, Сур`аж Брянской области в России, Сур`аж Витебской области и Сур`аж Городнянского района в Белоруссии были основаны сурожскими(саражскими) купцами на пути из Крыма на север – в Прибалтику и Москву. Река Сура - приток Волги, река Сур`а возле Симбирска, притоки Днепра Мокрая и Сухая Сурь`и, река Сирг`ис, впадающая в Северский Донец (который в свою очередь впадает в Азовское – Сурожское море), Сурск`ие пороги на Днепре в устье Мокрой Сур`ы) , приток Днестра – Сарат`а/Серет`ос, Большая Сур`ень и Малая Сур`ень в Башкирии, река Сур`ов в Могилянской области, река Сарс в бассейне Камы, река Сары в Ярославской области, река Суров в Могилянской области,
В Украине в тернопольской области протекает река Сер`ет, а немного южнее в Румынии протекает река Сер`ет, на которой стоит город Сер`ет. Интересно, что несколько городов на самой большой европейской реке Волге, низовье которой буквально испещрено реками и водоемами, имеют схожие названия: средневековой Сар`ай,Сар`атов и Сар`ицин (Saryγsyn - бывший Царициын, современный Волгоград). Город Сар`анск, столица Мордовии, стоит на реке Сар`анка, рядом – г.Сар`ов.
Сары встретили в центре «Русской» равнины не только карела-финских захватчиков, но и самое старинное население этого региона – поздних кроманьонцев гаплогруппы I, I2, которые здесь ютились на возвышенностях –островах при разливах послеледникого «Русского моря». Именно как кроманьонцы, связанные родством по всей Европе до Иберии включительно, это населении считается ЯФЕТИДАМИ. Согласно «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем в XII веке, к яфетидам относятся следующие народы и племена: русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, зимегола, корсь, сетгола, ливы, ляхи, борусы, варяги, свеи, ингляне, волохи, римляне, немцы, корлязи, венедийцы, фряги; то есть славяне и народы Западной Европы.[2]
На «Руси» виднейшими представителями их были ШУВУШИ (современные чуваши), родство которых простиралось на север до Океана и до Северного Урала, а на юг – до Кавказа и Верхней Месопотамии. Найдено родство языка шувушей с шумерским языком, катрвельской языковой семьёй и иберийским языком басков. Должна быть признана важная роль шувушей в формировании Русской нации(но не русского народа). Однако симбиоз шувашей с сарыйцами ещё более силён. И, согласно установившейся в -3...-2 килолетиях культурно-цивилизационной оси от Верхней Волги до Верхнего Евфрата, сарыйцы стали смещаться в сторону Кубани и Кавказа. Наоборот, Майкопская культура, богатая бронзовой металлургией, двинулась на север. Этот период именуется как кавказоидная колонизация «Руси». Что было, то было, только не следует забывать, что сарыйцы – урождённые кавказоиды.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЭТОГО ПЕРИОДА, как и периода европейского для народа «сары» отмечается ОТСУТСТВИЕМ КАКИХ-ЛИБО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, при явном высоком уровне культуры и цивилизации. Это есть главнейший признак принадлежности сары-азманов к казачьей семье народов.
САРЫ-АЗМАН - название казачьего племени, возвратившегося на Дон с московских окраин ок. 1549 г. В этом году нагайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: «Холопи твои, нЬхто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех мЪстех городы послали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают». А царь на это отвечал: «А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей землЪ много лиха учинили и мы их просто вегтЬ ... убЪжали в поле»
Существует также мнение, что С. А. имя казачьего вождя, недавнего царского холопа (подданного, слуги). Так думали Н.М. Карамзин и Н.Д. Сухоруков. Но из приведенных выше отрывков с неоспоримой очевидностью следует, что речь в актах идет не об одном каком-нибудь атамане, а о крупной группе Казаков, которые «городы поделали... людей стерегут да разбивают»; или, как в другой грамоте: наши холопи Сары Азман... лихо учинили... убЬжали в Поле».
Для нашего времени неопределенно выглядит только сочетание: «Нехто Сары Азман словет.., городы поделали». Но в русских летописях тоже встречаются случаи, когда племенные прозвища не согласуются с глаголами-сказуемыми. Например, в Ипатьевской летописи о нескольких степных пле¬менах казачьих предков говорится: «Черный Клобоук нами лестить, а не можем «стати противу им» или в другом месте: «Черный же Клобук весь (ед.), съ въ купившеся, ехаша (мн.) по них». У Казаков-Некрасовцев до сих пор сохраняется значение множественности для имен существительных собирательных, а потому у них единственное число подлежащего часто согласуется со множественным числом сказуемого: «бригада поехали», «турецкий ташамент (отряд войска) рассыпались кто куда» (М.А. Полторацкая).
Таким образом, грамота Ивана Грозного совершенно отчетливо говорит о крупной племенной группе Казаков, недавно порвавших служебные отношения с московским царем. Перевод татарской грамоты Юсуфа говорит о том же и не должен вызывать сомнений, т.к. находит свое оправдание в древних формах летописной речи. А к тому же имя Азы (Асы, Ясы) и производное от него - Азман не было новым на Донце и на Дону. Оно известно и по старой топонимике в сочетаниях Аскоал (теперь Оскол), Акас (тюрк. - Белый Ас), название старого города вблизи Донецкого устья, а также и в современной: Азов, Азовское море.
Возвратившись на Дон, племя С. А. послужило основным ядром населения образовавшейся там вскоре казачьей республики.
Казачий словарь-справочник.