ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Текущее время: 20 сен 2018, 19:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 32 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 26 июл 2014, 17:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 авг 2009, 13:29
Сообщений: 1133
**

_________________
...Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели...А когда нет цели-нет будущего!


Последний раз редактировалось oren.kazak 11 июн 2015, 07:57, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 26 июл 2014, 22:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 сен 2009, 20:32
Сообщений: 2631
oren.kazak, вполне созвучно)))), прозвучавшему выше Вашего поста...

_________________
За ВОЛЮ, ВЕРУ и ПРИСУД!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 июн 2015, 10:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2014, 22:01
Сообщений: 1
Доброго здравия всем! Цитирую одну из книг историка Евграфа Савельева, писавшего о прошлом казачьего народа. Кому интересно - в Казачьей лавке в Новочеркасске (и не только) есть его литература:

"Евграф Савельев

История казачества с древнейших времен до конца XVIII века.

Историческое исследование в трех частях.

Часть І.
Предки казачества.

Оглавление

Взгляд историков на происхождение казаков.
Краткий обзор современных народов Кавказа.
Черкесия и ее прошлое.
Кто были скифы-сарматы?
Черкасия, Чигия, Алания и Казакия.
Геты – Руссы.
Амазонки.
Гунны и Хазары.
Христианство в Приазовье и древнерусская письменность.
Хазары-беловежцы и переселениe их на Днепр.
Татарское нашествие.

Вместо предисловия
(Kак нужно писать историю).

История казачества, в том числе и Донского, еще мало разработана, а потому казачье население в массе своей о великих делах предков своих знает очень немного; о первоначальном же происхождении этого народа не имеет ни малейшего представления, если не считать ни на чем неоснованных легенд, дошедших до нас изустным преданием, или записанных и необдуманно принятых за достоверные факты некоторыми легковерными историками. Письменных памятников о древностях казачества очень немного, да и те разбросаны по разным, мало изученным, русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казачестве весьма сбивчиво, а в большинстве случаев почти совсем о том замалчивают. Донской архив, в котором, надо полагать, было немало ценного материала по данному вопросу, сгорел дотла в гор. Черкасске в 1774 году.

Читатель скажет, что это все давно забытые дела и вспоминать о них нет никакого интереса и смысла. Но это далеко неверно. История есть результат человеческих опытов; опыты же мы можем забыть лишь тогда, когда мы в них более не нуждаемся, между тем мы еще и теперь на каждом шагу наталкиваемся на такие факты, которые нам непонятны с современной точки зрения, но могут быть объяснены лишь историей. К ним мы можем отнести, с одной стороны, проявление отличительной народной гордости, стремление к властвованию, вероисповедной терпимости и национальной обособленности, наряду с непросвещенностью масс; с другой – часто до поразительности быстрый и устойчивый культурный рост народа с прогрессивным стремлением к владычеству над другими национальностями не путем насилия и страха, а науки, искусств и вообще культурно-экономического превосходства над остальными.

Взвесить, оценить, объяснить и осветить все это может нам только история.

Историк должен быть беспристрастен, объективен и независим. Это самые главные его достоинства. Без этих качеств из-под пера его выйдет не правдивая история даннаго народа, в научном смысле, а пристрастный разсказ о жизни одного, с порицанием или умалением исторического значения другого. Такая история для науки значения иметь не может. Начинающий историк должен это помнить. Скрывать, извинять и замалчивать требующие порицания действия исторических личностей — это значить затемнять ход жизни народа и его стремление к будущему. Говорить во всеуслышание, раскрывать злоупотребления и бороться с ними — дело науки, которая должна быть руководительницей в нашей жизни. Благородные мыслители и исторические деятели должны трудиться над развитием человеческой культуры и утверждением нравственных воззрений в обществе, которое в этом случае должно быть единомыслящим на пространстве всего культурного мира.

Ничто так рельефно не рисует степени культурности пишущего класса, а также умственного и нравственного состояния самого народа, как его историческая литература. Из всех предметов, в которых упражняется перо, эта часть самая трудная и может назваться настоящим мерилом начитанности и учености писателя, его чувств и понятий. В этом труде отражаются в полном свете и его собственные познания, и мнения, и нравственный облик, и, наконец, искусство, приобретенное навыком и упражнением, побеждать свои страсти, свою самонадеянность, свои и чужие предрассудки в пользу истины и общего блага.

Может ли Донское казачество похвалиться по части исторической литературы?

К сожалению, у нас на Дону такой литературы слишком мало, хотя уже достаточно собрано материала для истории этого войска.

Донские казаки, в большинстве случаев, не знают даже, кто были их предки, откуда пришли и почему они называются казаками. Они знают только, что деды их и прадеды издавна служили Российским Государям и за верную службу получали от них разные льготы, привилегии и жалованные грамоты на владение принадлежащими им ныне землями и угодьями. Вот и все. Вообще у нас на Дону, не говоря уже о массе казачества, малограмотной и даже неграмотной, и в интеллигентной среде историей интересуются мало и книги по историческим вопросам расходятся слабо.

А вопрос об истории казачества поднимался некоторыми истинно любящими свою родину не раз, даже были попытки и к составлению истории, но труды эти вообще страдали недостаточною разработанностью исторического материала и неудачными заимствованиями и подражанием другим историкам, мнения и выводы которых, иногда заведомо неверные, принимались как положительные данные и целиком вносились в эти труды. Поднимался вопрос и о происхождении казачества, но дальше предположительных выводов он не шел, а выводы эти были: "Донское казачество, по всей вероятности, происхождения неблагородного, — оно образовалось из беглецов разных областей Московского государства" и т.д. (Карамзин): или "в Придонских степях собирается (в XV в.) вольница из русских беглецов-разбойников"... (Иловайский).

Местные историки упускали из вида, что история целого государства не есть история его окраин. У историков государства задачи были совсем другие, чем у историков, пишущих историю какого-либо народа, вошедшего в состав этого государства. Там история окраин приносилась в жертву центра, выдающиеся события и стремления окраин замалчивались или объяснялись с точки зрения центра, даже иногда порицались, какъ сепаратные. Так например, в русской истории при покорении царем Иваном Васильевичем Грозным Казанского и Астраханского царств о казаках упоминается лишь вскользь, говорится мельком, между тем как, по достоверным историческим данным, в покорении Казани их участвовало от 6 до 7 тысяч. Пусть это были казаки Рязанские и Мещерские, но достоверно и то, что там была и донская конница. Казаки, как люди ратные, более других были знакомы с употреблением пороха и искусством осады крепостей, а потому при подкопах и взрыве казанских стен они играли первенствующую роль и первые ворвались в проломы крепости. Такую же первенствующую роль они играли и при покорении царства Астраханскаго. "Сведав о том, что царь Иоанн решился покорить царство Астраханское, Донские казаки, пламенея доказать усердие свое к Государю, приговорили в кругу своем вспомоществовать ему. Почему знатная их часть, под начальством походных атаманов Павлова и Ляпуна, пошли к Переволоке и, дождавшись тут царских войск, шедших Волгой под предводительством князя Вяземского, присоединились к оным" — говорит российский историк.

И только. Летописи же об этом событии говорят, что когда московские войска еще продолжали плыть Волгой, а часть их, высадившись на сушу, медленно подвигалась правым берегом реки к Астрахани, казаки, составляя передовой отряд, под Черным островом нанесли такое поражение Ямгурчею, астраханскому царю, что тот бросил город и расположился станом в 5-ти верстах ниже него. При вторичном поражении казаками он с остатками своих войск ушел в степи и, преследуемый атаманом Павловым на разстоянии более четырехсот верст, успел вскочить в Азов только с 20-ю всадниками. Князь Вяземский занял Астрахань без боя.

Российский историк честь покорения Астрахани всецело приписывает царю Иоанну Грозному и его полководцу князю Вяземскому; историк же Донского казачества в подобного рода событиях, не умаляя деятельности и стремлений Российских Монархов к объединению страны и покорению ее врагов, должен быть более самостоятельным, и постараться о казаках сказать правдивую и подробную повесть, не подражая первым и заимствуя от них только то, что, по проверке, действительно является ценным.

Труды наших Донских историков обнаруживают и еще один общий недостаток, — это отсутствие критических приемов исторических исследований или слишком одностороннее отношение к такому труду.

Исторические творения считались и считаются всегда результатом необыкновенного трудолюбия, терпения, прилежных изысканий, долгих соображений, обширной учености и тщательно обработанной мысли. Тот, кто собирается писать историю, должен посвятить многие годы на собирание всего того, что может просветить его ум по избранному предмету: должен сличить все тексты, сблизить все отголоски одного и того же известия, взвесить все сопряженные с ним нравственные и физические обстоятельства; должен преследовать его не только на родной земле, но и за пределами ее, до последнего эха, прозвучавшаго в бытописаниях разных народов: должен проникнуть во все доступные источники, не пропустить ни одной строчки, не увидев ее собственными глазами и не взвесив собственным беспристрастием. Первая обязанность в таком случае — знать, где искать; вторая — уметь находить.

Для этого нужна бесконечная начитанность, любовь к избранному предмету, а, главное, к народу, историю которого собираешься писать*). Нужно родиться среди этого народа, долго жить с ним, изучить его нравы и обычаи, язык, песни, игры, поверия и исторические сказания в виде народного эпоса: нужно изучить антропологию народа и все археологические памятники данной местности. История без сравнительного языковедения, антропологии и археологии будет неполна, сбивчива и неточна, а потому и не может представить действительной картины жизни прошлого. Лингвистика ищет родственность народов в сродстве корней их первоначального языка; история культуры в связи с археологией — в общности культа; антропология же ищет родство народов в общих чертах их физического строения, в устройстве черепа и других частей тела. Следовательно, для изучения истории даннаго народа, как например, казачества, необходимо знать не только русские летописные сказания, но и историю, антропологию, языки и археологию всех соседних народов, как родственных, так и принадлежащих к другой расе, с которыми древнее казачество сталкивалось и тем или иным способом получало влияние, заимствовало культуру и проч.

Одним словом, нет такого мелкого исторического вопроса, который не требовал бы подробного изучения и долговременного обзора со всех сторон.

Историк обязан знать все, что в его время известно науке об этом вопросе. Для него не должно служить преградою даже незнание языков тех народов, с которыми древнее казачество сталкивалось в течение многих веков, а также сокрытые в недрах курганов тайны, могущие свидетельствовать о былой жизни Дона.

Донские казаки, служившие с честью около четырех веков Московскому государству и своею доблестью и рыцарской храбростью известные всему миру, должны иметь и знать свою историю.

Они, во дни порабощения России, ея бессилия и неустройств, на южных ее пределах, сами собой встали грозной стеной и своим удальством и упорной борьбой, длившейся целые века, изумили все соседние народы. От берегов Дуная и Днепра, по степям Дона, Кубани, Терека, Нижней Волги, Урала и далее на Восток, по дебрям Сибири, до Амура и Камчатки, по меже великой современной

России, казачьи общины первые положили заветную черту, чрез которую не суждено было уже перешагнуть соседним народам, и своим мужеством и кровью отстояли занятые ими земли. Пример в жизни народов редкий. (Вегель).

Казачество, предложившее свою службу Московскому Царю в половине ХVІ века в борьбе с их общими врагами – турками, крымцами, астраханцами, ногаями и другой татарвой, было уже довольно значительной и сильной народной общиной. Следовательно, служба казачества Москве началась раньше, чем это принято думать.

Все это должно быть выяснено будущими донскими историками.

От таких историков требуется беспристрастная оценка духа казачества и его исторического роста.

Для истории о начале казачества недостаточно знать местные источники, а нужно хорошо изучить историков греческих, римских, армянских, арабских, татарских и турецких, порыться в консульских донесениях ХІ – ХV в.в., хранящихся в архиве монастыря св. Марка в Венеции, основательно познакомиться с археологией Дона, берегов Черного и Азовского морей и тогда уже сказать свое слово и сделать заключение о том, кто были предки Донских казаков ХV и ХVІ в.в., а равно, кто были предки казаков мещерских, рязанских, северских (севрюков) и запорожских.

------------

*) Эти мысли высказывал еще Сеньковский в статье "Казаки" в 1884 году, хотя сам и не воспользовался ими, произведя слово "казак" от каз, гас – гусь, гусак.

Новочеркасск
1915 г.

Е.П. Савельевъ"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 июн 2015, 10:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 01:38
Сообщений: 1456
©

_________________
Ой слава Богу на небе!
А государю на земле!
А нам - донским казакам - на польской границе!

Магазин Военного Снаряжения


Последний раз редактировалось СотникМ 26 янв 2016, 04:12, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 10 июн 2015, 17:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:27
Сообщений: 1
Уважаемые казаки!
Помогите, пожалуйста, найти родовые корни.
Мой дед (со слов матери, ей сейчас уже 83) - донской казак, Сачков Кондрат(ий) Александрович, год рождения 1890-1901 гг. Осел на постоянное место жительства в Алтайском крае, Змеиногорский район, с. Гальцовка где-то в 1915-1920 гг. По какой причине оказался в этих краях - не знаю. Больше никаких сведений не имею.
Заранее спасибо! Очень надеюсь на положительный ответ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 17 июн 2015, 23:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 01:38
Сообщений: 1456
©

_________________
Ой слава Богу на небе!
А государю на земле!
А нам - донским казакам - на польской границе!

Магазин Военного Снаряжения


Последний раз редактировалось СотникМ 26 янв 2016, 04:12, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, 19:38 
Не нашел функцию как создать новую тему, поэтому напишу здесь.
Периодически встречаются интересные исторические упоминания, на которые у меня нет однозначных ответов и расценивать их можно по-разному.
Приведу пример:

Грамота царя Федора Ивановича турецкому султану Мураду III (о сыске турецких пленных, постройке Терского, Сунженского и др. острогов, о разрешении на проезд через Кабарду турецким ратным и торговым людям и др.) от 6 июля 1594 г. :«А что писал к нам, к великому государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии, ты, брат наш, в своей грамоте, что под государствы вашими под Азовом по Дону и на устье Дону, и в Черкасех на Мезбур-реке, да на Моначе, и на Бузе, и на Терке и на Сунше остроги поделали, а на море блиско Дербени городы поставляли и государства вашего людем тесноту чинят и побивают, и нам бы, великому государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии, из тех городов дорогу отворити велети, и то тебе, брату нашему, сказывали неведаючи. На Дону блиско Азова наших городов нет, а живут там казаки и литовские черкасы, а на Терке, на Сунше, в Кабардинской земле и в Шевкальской городы наши велели есьмя поставить для того, что изначала кабардинские и горские черкасские князи и шевкальской были холопи наши резанских пределов и от нас збежали с Резани и вселились в горы, и черкасы горские со всею Кабардинскою землею били челом отцу нашему, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии в службу и во всей воле его в царской учинились. И отец наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, взял за собя кабардинского князя Темрюка дочь. И ныне горские кабардинские черкасы служат нашему царскому величеству и под нашею царскою рукою живут и по нашей царской воле из наших царских рук на княженье их сажати велим, и преже сего и ныне на Кабарде начальные князи нашего царского величества посаженики. А мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, по их челобитью велели есьмя в Кабардинской земле и в Шевкальской, на Терке и на Сунше, городы поставить и людей своих в тех городех устроили для береженья".
В настоящее время историки считают, что это была дипломатическая легенда, позволявшая русским послам обосновывать перед султаном и крымским ханом службу кабардинских князей московскому царю, а также строительство городов на Тереке и Сунже.

Интересно мнение высказывал С.А.Белокуров в своей книге "материалы, извлеченные из Московского главного архива министерства иностранных дел" (1889 г.):
"Вместе съ темъ, желая еще теснее сблизиться съ Москвою, Черкассше Пятигорсшс князья, следуя примеру другихъ царей и царевичей, жившихъ въ Московскомъ государстве, обращаются съ просьбою о крещеиш въ православную христианскую веру. Князь Сибокъ бьстъ челомъ царю о крещеши сына своего Кудадека, князь Тутарыкъ Езбузлуевъ о своемъ собственномъ крещенш. Сынъ князя Сибока Кудадекъ—Александръ не только былъ крещенъ, но ему даже велено было жить у царя на дворе и учиться грамате вместе съ Александромъ царемъ Казанскимъ). Историкъ „Гребенскаго войска" говоритъ, что вместе съ этимъ посольствомъ въ Москву приходила „станица и отъ Гребенскихъ казаковъ" бить челомъ царю Ивану IV о своей покорности й о царской милости къ далекому Гребенскому войску. Она милостиво была принята царемъ и казаки были пожалованы вольною рекою Терекомъ: царь велйлъ имъ здесь служить свою службу государскую и беречь новую свою Кабардинскую вотчину. Гребенцы и доселе въ прадедовской песне поютъ:
„Не бедые то гуси въ поле гогочутъ,
Не серые орлы въ поднебесьи клекочутъ,
То гребенсхие казаки передъ царемъ гугорятъ,
Нередъ грознымъ царемъ Иваномъ да Насильевичемъ,
Они самомуто царю—надеяге говорютъ:
Ой ты, батюшка, нашъ православный царь,
Чёшъ ты насъ подаришь, чезмъ пожалуешь?
Подарю я васъ, казаченьки, да пожалую
Рекой вольною Терекомъ Горыничемъ
Отъ самаго гребня до синя моря,
До синя моря и до Каспицкаго".


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, 21:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2015, 08:36
Сообщений: 639
Откуда: С Нижнего Дона
Армай писал(а):
Не нашел функцию как создать новую тему, поэтому напишу здесь.


Изображение

_________________
Всё будет хорошо! Я узнавал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, 22:21 
Спасибо!


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, 23:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 01:38
Сообщений: 1456
©

_________________
Ой слава Богу на небе!
А государю на земле!
А нам - донским казакам - на польской границе!

Магазин Военного Снаряжения


Последний раз редактировалось СотникМ 26 янв 2016, 04:12, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 00:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июн 2010, 22:04
Сообщений: 3530
СотникМ писал(а):
Нет ли у Вас документов с упоминанием пятигорских черкас ?


К ПРИМЕРУ:


1552 г. ноябрь - 1558 г. январь. - Из Никоновской летописи о сношениях адыгейцев, кабардинцев и черкесов с Москвой и о присоединении Кабарды к России в 1557 г. 1

1552 (7061) г. ноябрь

...Того же месяца приехали к государю царю и великому князю черкасские государи князи Маашук князь да князь Иван Езбозлуков да Танашук князь бити челом, чтобы их государь пожаловал, вступился в них, а их з землями взял к себе в холопи, а от крымского царя оборонил 2.

ПСРЛ, т. 13, 1-я половина, СПб, 1904, с. 228.

1553 (7061) г. июль - август

...О вестех к государю из Крыму. Того же лета, июля 6, пришли вести к государю из Крыму, что царь крымской хочет быть на его украйны. И государь по тем вестем пошел на Коломну, а в Серпухов отпустил князя Владимира Андреевича да воевод своих, а в Колугу царя Дербышь-Алея астороханьского да боярина и воеводу князя Ивана Феодоровича Мстиславьского и иных воевод. А с царем и великым князем были царь Симион казаньской, да бояре и воеводы по полком, по розписи, да черкаские князи Магаушук з братиею и с людми, да из Городка царь Шигалей, да из Юрьева царевичь азстороханьской Кайбула Акубеков; да из Колугы царь государь велел у себя быти Дербышу царю астороханьскому.

О присылке изо Мценьска с языкы. И в августе прислал изо Мценьска князь Петр княже Иванов сын Горенского с языкы пяти татаринов крымьских: приходили на Мценьские украины пятьдесят человек крымскых, и князь Петр их побил на голову. И те языки сказывали, что крымской царь ходил на Черкасы, а на цареву великого князя украйну не пошел. И государь пошел к Москве, а царей и царевичев отпустил по вотчинам; а черкасскых князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали 3 на том, что им со всею землею Черкасскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туды им ходити. И послал государь с ними в Черкасы [4] Ондрея Щепотева правды их видети. А пришел царь и великий князь с Коломны к Москве августа 18, в пяток.

Там же, с. 233, 234.

1555 (7063) г. август

...О приезде черкаскых князей. Августа приехали из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат ево Ацымгук-князь, жаженьские черкаские государи, да Тутарык-князь, Езболуев княжей сын, да с Сыбоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек; да царя и великого князя посол пришел Андрей Щепотев. И били челом князи черказские ото всей земли Черказские, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турьского городы и на Азов и на иные городы и на крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з детми во векы 4. А Ондрей Щепотев царю и великому князю то же сказывал, что дали правду всею землею быти им неотступным от царя и великого князя и служити им в векы, как им государь велит. И царь и великий князь их пожаловал великым своим жалованием, а о Турского городех им велел отмолыть, что турской салтан в миру со царем и великым князем, а от Крымского их хочет государь беречь, как возможно, а во свои им земли учинил отъезд и приезд добровольной, кормы их удоволил и казенным жалованием. И Сибок-князь бил челом царю и великому князю, чтобы государь пожаловал, велел крестити сына его Кудадека; а Тутарык-князь о себе бил челом, чтобы его государь пожаловал, велел крестити. И царь и великий князь их пожаловал, велел крестити; и в крещении Тутарыку имя князь Иван, а Кудадеку князь Александр, и велел царь и великый князь князю Александру жити у себя во дворе и учити его велел грамоте со царем Александром казаньскым вместе 5.

Там же, с. 259.

1556 (7065) г. декабрь

...О гонце ис Крыму. Того же месяца пригонил гонец ис Крыму ко царю и великому князю от Девлет-Кирея, крымского царя, Каратжан, да царя великого князя гонец Юшко Мокшов, служивой татарин; да полоняников отпустил царь на окуп всех, которых поимал на бою, коли бился с-Ываном с Шереметевым 6, пятьдесят человек, Игнатиа Блудова, Яхонтовых и иных; да гостей пришло ардобозарцов триста человек с торгом. А писал царь Девлет-Кирей ко царю великому князю, что уже он всю безлепицу отставил, а царь бы и великий князь с ним помирился крепко, и послов бы промеж собою добрых послати, которые бы могли промеж их любовь зделати, и было бы кому верити. А посол царя и великого князя Феодор Загрязской писал, что царь збирался в все лето и у Турского помочи просил, а чаял на себя приходу в Крым царя великого князя; и сее осени о Покрове у него Вишневетской князь Дмитрей город взял Ислам-Кирмень и людей побил и пушки вывез к собе на Днепр во свой город 7, а з другую сторону черкасы пятигорские взяли два города, Темрюк да Томан, а приходил черкаской Таздруй-князь да Сибок-князь з братьею, которые были у царя и великого князя на Москве 8; и царь деи того проведал, что царь и великий князь не идет на Крым сего году, и хочет деи миритца со царем и великим князем, не оманываяся, а послов де хочет прислати, любо Кангалу-князя, или Сюлешева сына Мурат-мырзу. И полоняникы Игнатей Блудов с товарыщи то же сказывали.

Там же, с. 276, 277. [5]

1557 (7065) г. июнь

...О приезде князей черкаскых служити государю. Того же месяца приехали князи черкаскые служити государю и о устрое бити челом в прокы собе, Маашук-князь Канунов да Себок-князь Кансауков да Чюгук-мурза да Тохта-мурза да Татар-мурза - служил у Крымского, царю крымскому шурин, царя Девлит-Кирея болшаа царица сестра его родная и дочь Тарзатык-мурзы,- да с ними люди их. И идучи ко государю, приходили на беглых мурз улусы нагайскых на Дону и взяли у них Бечи-мурзу, Биерючева мурзина сына, и государю привели. И царь и государь их пожаловал и устроил их 9.

Там же, с. 283, 284.

1557 (7065) г. июль

...О присылке из Асторохани. Того ж году, месяца июля, прислал из Асторохани Иван Черемисинов да Михаило Колупаев Ваську Вражского с черкаскым мурзою с Кавклычем Кануковым, а пришел от братии от кабартынскых князей черкаскых от Темрюка 10 да от Тазрюта-князя бити челом, чтоб их государь пожаловал, велел им собе служити и в холопстве их учинил, а на Шавкал 11 бы им государь пожаловал, астороханьскым воеводам велел помощь учинити. Да говорил Кавлыч-мурза Черкаской. - Только их государь пожалует, учинит у себя в холопстве и помочь им учинит на недругов так же, как их братью пожаловал, черкаскых жаженьских князей Машука и Себока з братьею с их 12, и с карбатинскими черкасы в одной правде и в заговоре иверской князь и вся земля Иверскаа 13 и государю с ними же бьют челом, чтоб государь царь и великий князь их по тому же пожаловал, как и тех всех. Да Иван же писал, что пришли многие гости из Шамахеи, из Дербени, из Шевкал, ис Тюмени, из Юргенча, из Зарайчика со всякыми товары; и Иван и Михаило им торговати велели и пошлины у них на государя емлют 14; да из Асторохани же пришли послы от крым шевкала и от всей земли Шевкальскые да от тюменского князя 15 с поминкы бити челом, чтоб государь пожаловал их и велел быти в своем имени, и в холопстве у себя учинил, и приказал бы астороханскым воеводам беречи их от всех сторон, и торговым бы людем дорогу пожаловал государь, велел чисту учинить; и что ся государю у них полюбит и что велит к собе прислати, ино все то к государю присылати станут ежегод.

Там же, с. 284.

1558 (7066 ) г. январь

...О отпуске Вишневецкого на Крымского улусы 16. Того же месяца царь и великий князь отпустил на Крымские улусы князя Дмитрея Ивановича Вишневецкого, да с ним Черькаского мурзу Кабартиньского Канклыча Канукова государь отпустил в Кабарту в Черкасы, а велел [27] им, собрався, ити всем ко князю Дмитрею же на пособь; а отпущен в Черкасы на Казань да на Азсторохань судном, а из Черкас им ити ратью мимо Азов. Да со князем Дмитреем же государь отпустил Игнатиа Заболоцкого з жильцы, да Ширяа Кобякова з детми з боярьскыми, да и Данила Чюлкова да Юрья Булгакова и иных атаманов с казакы, да сотцких с стрельцы; а велел ему государь ити прямо, а во Псле велел суды поделати и з запасы ити на Днепр. И велел государь князю Дмитрею стояти на Днепре и беречи своего дела над крымским царем, сколько ему бог поможет.

Там же, с. 288.


1. Так называемая Никоновская летопись в известиях о времени Ивана Грозного является официальной московской летописью, составители которой пользовались документами царского архива, в том числе посольскими делами. Выдержки из Никоновской летописи приводятся здесь по ее изданию в XIII томе «Полного собрания русских летописей», к которому был привлечен ряд списков. Приведенные в «Полном собрании русских летописей» варианты текста разных списков в данной публикации не воспроизводятся.

В так называемом Лицевом летописном своде, рукопись которого относится исследователями к 70-м гг. XVI в. и в котором текст летописи иллюстрирован многочисленными миниатюрами, имеется ряд миниатюр к известиям о сношениях адыгейцев и кабардинцев с Россией в 50-60-х гг. XVI в. (Отд. рукоп. Гос. Историч. музея (ГИМ), Синод, собр., № 962, л. 95, 201об., 202, 277, 277об., 302, 303 об., 304, 407, 408об., 470, 470об., 515, 515об., 518, 518об., 545об., 602об., 605, 613, 620об.). Фото четырех миниатюр воспроизводится в настоящем издании.

2. Маашук-князь (Магаушко, Амашик, Бугашик) - Машуко Кануков - назван в дипломатическом документе 1559 г. «Абеслинским князем» («Сборник русского исторического общества» - далее Сб. РИО. СПб, 1887. Т. 59. С. 584, в памяти русскому гонцу в Польшу Роману Пивову), т. е. князем отделившегося от кабардинцев племени Бесленей, жившего к западу от Кабарды в бассейне Кубани.

Нехристианское имя князя Ивана Езбозлукова по-видимому было Алклыч (Сб. РИО. Т. 59. С. 480). Ниже под 1555 г. упоминается Тутарык (Дударуко) Езболуев, крестившийся также под именем Ивана. Родословные росписи кабардинских князей (см. прил. 1) называют Елбузду, сына Идара, младшего брата Темрюка, и Елбутлуко (или Ельбузлуко), сына Биту, его двоюродного брата. Ябузлук Айдаров сын и Ильбуздук Битуев известны по документам конца 80-х гг. XVI в, (С. А. Белокуров. Сношения России с Кавказом. «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1888. Кн. 3. С. 48, 49, 70) Танашук-князь, Иван Езболуков и Дударуко Езболуев в росписях не значатся. Русские источники XVI-XVII вв. называли «черкасами» племена адыге, жившие на Северном Кавказе (а также украинских казаков).

Установление в 50-х гг. XVI в. сношений адыгейцев, черкесов и кабардинцев с Россией связано, в значительной степени, с международными событиями того времени: войной между Турцией и Персией за Закавказье с использованием турецкими отрядами северокавказского пути; набегами крымского хана, вассала турецкого султана, на Русь и на Северный Кавказ; восточной политикой Русского государства, особенно присоединением к России Казанского и Астраханского ханств.

3. «...Крест государю целовали...» - свидетельство того, что среди адыгов в середине XVI в. сохранялось христианство.

4. Жаженские (вар. жжанские, оджанские), т. е. из западно-адыгейского племени Жанэ, жившего в западной части Северного Кавказа, близ Таманского полуострова.

В «Книге степенной царского родословия», составленной в 60-е гг. XVI в., имеется следующее сообщение о приезде в Москву в 1555 г. послов «от всея Пятигорский земли» с просьбой о принятии их в подданство:

«И в том же лете (1555-7063) приидоша служити ко царю и великому князю мнози князи, иже бяху в Черкасех, от всея Пятигорския земля, дающеся государю и з женами и з детьми и со всем своим Пятигорским государством...» (ПСРЛ, т. 21, 2-я пол., с. 538).

В наказе 1555 г. русскому гонцу к польскому королю предписывалось сообщить в Польше о приезде в Москву «черкаских князей пятигорских», которые били челом о русском подданстве с обязательством давать дань по 1 тыс. аргамаков в год и выходить на военную службу с 20 тыс. человек. Сообщение о дани и о 20-тысячном войске отсутствует в летописи и является, вероятно, преувеличением, допущенным в дипломатическом документе (Сб. РИО. Т. 59. С. 480).

5. Приближение Александра Сибоковича к царскому двору указывает на то, что русское правительство придавало большое значение связям с адыгскими племенами Северного Кавказа. В 1563 г. Александр Сибокович отъехал в Польшу (Сб. РИО. Т. 71. С. 156); эта измена могла быть связана с начавшимися опалами и казнями, с одной стороны, с другой - с прекращением сношений с Москвою князя Сибока, попавшего в зависимость от крымского хана (ф. Сношения с Крымом, кн. 10, л. 52, 53, 60 об. и сл., 100об., 101об.).

6. Летом 1555 г. в степях южнее Тулы произошло двухдневное сражение русского отряда под начальством боярина И. В. Шереметева с войском крымского хана; русские понесли тяжелые потери (П. Н. Милюков. Древнейшая разрядная книга официальной редакции. М., 1901. С. 171, 172). По сообщению А. М. Курбского, Шереметев был послан в степь, чтобы отвлечь крымского хана от похода на «землю черкас пятигорских» (А. М. Курбский. История о великом князе Московском. СПб., 1913, стб. 60).

7. В 50-х-начале 60-х гг. XVI в. русское правительство проводило активную политику в отношении Крымского ханства. В 1556 г. выехавший из Польши на русскую службу кн. Дмитрий Вишневецкий взял на Днепре татарскую крепость Ислам-Кермень и укрепился на Хортицком острове.

8. В 1556 г. действия адыгских отрядов на Таманском полуострове отвлекали силы крымского хана и турецких отрядов от Астрахани, которая в этом году была окончательно присоединена к Русскому государству. Темрюк и Тамань были турецкими крепостями.

Название «черкасы пятигорские» (на западноевропейских картах «circassi quinquemontani») в русских источниках XVI в. применялось как к кабардинцам, так и к бесленейцам и адыгейским племенам. См., например, Сб. РИО. Т. 59. С. 584, в памяти русскому гонцу в Польшу Роману Пивову. «А воспросят, сколько черкас пятигорских у царя и великого князя? И Роману молвити: у государя, нашего на Москве живут абеслинские (т. е. бесленейские) князи Амашик с братьею да джанские (т. е. жанеевские) князи Сибок с братьею, а с ними людей их тысяч с 5; а кабартынские князи живут на своих улусах, а большого князя Темрюков сын Булгайрук живет у государя нашего». См. также в док. № 4 летописные известия 1561 г.: «послал царь и великий князь в Пятигорские черкасы в Оджанские...», т. е. к черкесам Жанэ; или «приехала к Москве из Пятигорских черкас кабардинского княже Темрюкова Айдаровича дочь княжна Кученей». В книге Большому чертежу «Пятигорские черкасы» помещены в будущей Большой Кабарде, по левым притокам р. Терек (см. прил. 2).

9. О выездах черкасских (кабардинских, бесленейских и адыгейских) князей на русскую службу во второй половине XVI в. см. в «Выписках о приезжавших на Москву царевичах и черкасских и ногайских мурзах с 1552-го по 1618 г.», напечатанных в РИБ, т. XXII, СПб.. 1908, стб. 53 и сл.

10. Темрюк Идаров, или Айдаров, кабардинский князь, в летописном известии от октября 1558 г. (см. ниже) назван «большим», т. е. главным кабардинским князем. Большие кабардинские князья по обычаю выбирались на «совете всей Кабардинской земли» из старших представителей разных княжеских линий, которые вели свой род от легендарного Инала.

Кавклыч Кануков в родословных росписях кабардинских князей не значится. Упомянутого в росписях Тазрюта Доманукова, внука Темрюка, едва ли можно отождествить с князем Тазрютом летописного известия 1557 г.
В лицевом своде летописное известие 1557 г. иллюстрировано миниатюрой (Отд. рукоп. ГИМ, Синод. собр., № 962, л. 303 об.), см. ил. № 1.

11. Шавкал - шамхал, глава сильного кумыкского владения в Дагестане; во второй половине XVI в. находился постоянно во враждебных отношениях с Кабардой и с Кахетией в Грузии.

12. См. примеч. 2 и 4.

13. Неясно, кого из грузинских царей называет здесь летопись «иверским князем» - карталинского царя Луарсаба или кахетинского Левана. В 1556-1557 гг. Карталиния была разорена иранским шахом Тахмаспом. С другой стороны, Кахетию сближала с Кабардой борьба с нападениями шамхала.

14. После окончательного присоединения в 1556 г. к Русскому государству Астраханского ханства Астрахань стала центром торговых сношений Руси с Кавказом, Ираном и Средней Азией.

15. Крым-шевкал - наследник шамхальского престола. Тюменское княжество находилось в нижнем течении р. Терек.

16. Поход в 1558 г. кн. Д. И. Вишневецкого на Крым со стороны Днепра был связан с началом Ливонской войны и необходимостью предотвратить возможный набег крымского хана на Русь. Распоряжение Ивана Грозного, переданное кабардинцам через Канклыча Канукова, о походе к Вишневецкому показывает, что челобитье кабардинских князей о службе и «холопстве» было русским правительством принято.

Тогда же из Москвы было послано князю Большой Ногайской Орды Измаилу предложение действовать «заодин» с кабардинцами для помощи Вишневецкому. Темрюк Идаров находился в дружеских отношениях с Измаилом, дочь Темрюка Малхуруб была выдана за сына Измаила Тинехмата (Посольский приказ, книги Ногайских дел).

В памяти русскому гонцу в Польшу Г. В. Олферьеву от февраля 1558 г. упоминаются еще «черкасские князи пятигорские Ташбузрук з братьею и со всеми черкасы», которым велено итти на помощь Вишневецкому (Сб. РИО. Т. 59. С. 542, 543). Ташбузрук очевидно тожественен с названным в родословной кабардинских князей Тапсоруко Таусалтановым (см. прил. 1 и док. № 31).

Подлинные посольские дела о сношениях с Кабардой хранились в XVI в. в царском архиве и перечислены в составленной в 80-х гг. XVI в. описи царского архива («Акты Археографической экспедиции». СПб, 1836. Т. 1. № 289). Эти дела не сохранились.



"1553 г. Из грамоты польского короля Сигизмунда Августа крымскому хану Девлет-Гирею с поздравлением по поводу возвращения из похода на землю «пятигорских черкас».

От Жикгимонта Августа, божею милостью короля Польского, великого князя литовского, руского, пруского, жомойтского, мазовецкого и иных, Великое Орды великому цару Давлет-Кирею, брату нашему.

Што еси брат наш с послом нашим великим паном Юрьем Тишкевичом своих послов до нас прислал, здоровья нашого навежаючи, а о своем здоровью поведаючи и братскую приязнь твою нам указываючи. А за ними еси у борзде гоньцом маршалка вашого князя Асенцевуша к нам прислал. И через него до нас пишете поведаючи. - Иж того прошлого лета июня месяца, на конь ваш шесливый вседши, з великим войском вашим тягнули есте из замку цесара турецкого Озова до земли пятигорских черкас на Албуздуя, которий лихий умысл на паньство ваше взял был, змовившися с княжем великим московским, и вы его землю за то воевали, а с помочью божею и самого его достали есте, и жону и з детьми, и теперь у везенью своем маете 18. А сам ты, брат наш, в добром здоровьи со всим войском до земли и паньства своего вернулся. И припоминаете нам, абыхмо вашого посла и з упоминки, и не уводячи в зиму далеко, до вас отпустили, даючи нам ведати, какову трудность послы наши и ваши, зимою идучи, приимут.

Ино мы, слышачи здоровье твое, брата нашого, и таковое щастье над неприятелем нашим, с того сердечне веселимся и зычим тобе, брату нашому, здоровья, а на каждого неприятеля нашого щастья, как сами собе, киды ваш неприятель заровно нам, как и наш неприятель, и каждое шастье ваше нашое правое веселье есть, а тое приязни братское вдячны есьмо же нам о здоровью своем и о фортуне таковой своей ведати даете...

Ф. Литовская метрика, оп. 2, кн. 591, л. 95, 95об. Список XVI-XVII вв.
Опубл.: «Книга посольская метрики Великого княжества Литовского». М., 1843. Т. 1. № 44. С. 76.


1. Грамота послана с паном Василием Тишкевичем ( Литовская метрика, оп. 2, кн. 591, л. 95).

2. Очевидно здесь имеется в виду поход крымского хана, упомянутый в сообщении Никоновской летописи под 1553 г. Польский король Сигизмунд-Август видел в крымском хане возможного союзника в случае войны с Русским государством и осуществил этот союз в период Ливонской войны."

3. В 1561 году состоялся брак Ивана Грозного с Марией Темрюковной, «из черкас пятигорских девицей».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 15:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 июл 2014, 14:09
Сообщений: 117
Откуда: г.Рига, Латвия
А что сильно тенденции поменялись? Кому пироги да пышки, а кому синяки да шишки. Многолетняя советская антиказачья пропаганда, типа книги Чаплыгина" Разин Степан".Уж если в сердце казачьем с информацией..па, то что на местах искать. Этой осенью мы с казаками проводили мероприятие в Усть- Двинской цитадели ( свечки зажгли ну и то сё). А местные хранители истории полн0стью не в курсах.Пришлось провести ликбез, рассказать о той информации, которая у нас есть.Ну понятное; нашли общий язык и т.д.Просто руки опускать нельзя, никто за нас ничего не сделает.

_________________
Лучше быть мёртвым, чем красным!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 16:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июн 2010, 22:04
Сообщений: 3530
Рижский атаман писал(а):
Уж если в сердце казачьем с информацией..па, то что на местах искать.


Это ты об чём, блудный сын Отечества? :shock:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 16:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 01:38
Сообщений: 1456
©

_________________
Ой слава Богу на небе!
А государю на земле!
А нам - донским казакам - на польской границе!

Магазин Военного Снаряжения


Последний раз редактировалось СотникМ 26 янв 2016, 04:12, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 16:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2015, 08:36
Сообщений: 639
Откуда: С Нижнего Дона
Болтенко_Анатолий писал(а):
Это ты об чём, блудный сын Отечества? :shock:

Поблуда называица.

_________________
Всё будет хорошо! Я узнавал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 17:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июн 2010, 22:04
Сообщений: 3530
СотникМ писал(а):
Так кого же называли в конце XVI и в XVII веке
пятигорскими черкасами и донскими черкасами?


Пятигорскими черкасами в источниках понимали служилых людей кабардинских, бесленейских и адыгейских князей на службе Московии. Термина "донские черкасы" в источниках не припомню, но допускаю осовременненное понимание как первичных, так и потомков Пятигорских черкасов осевших по разным причинам в Донских городках как старых, так и новообразованных.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 21:05 
Болтенко_Анатолий писал(а):
Пятигорскими черкасами в источниках понимали служилых людей кабардинских, бесленейских и адыгейских князей на службе Московии.

В «Книге большому чертежу» (в редакции 1627 года содержащей данные двух официальных источников: «старого чертежа», составленного при «прежних государевах», и «нового чертежа», известного также как «поле»), сообщается: «А в тех горах по Терку и по рекам по иным пятигорские черкасы (?), и кабарда (кабардинцы +адыги), и окохи (чеченцы-аккинцы. Окоцкая земля – историческая область чеченцев на территории Северного Дагестана), и осоки (осетины?), и кугени (?), и мичкизы (мичиковцы, мичкизы, мицдшеги –чеченцы). И промеж реки Терка, и реки Кура, и иных рек, и по Хвалимскому (Каспийскому) морю Гурзинская и Иверская земля, и Ширван (в настоящее время — часть территории Азербайджана), Шамаха (Шамаха - старинный азербайджанский город).


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 21:07 
В Памяти (наказе- 1558 года) русскому гонцу в Польшу Р.В. Олферьеву, записано: «И ныне государь нашь послалъ на крымского князя Дмитрия Вишнивецкого со многою ратью, да и Черкасомъ кабардинскимъ … вылелъ ити на крымского жъ, и велелъ имъ надъ крымскимъ промышляти с Вишнивецкимъ заодинъ.… да черкаскимъ княземъ Пятигорскимъ, Ташбузруку зъ братьею, и со всеми Черкасы, и снявся, вместе велелъ надъ крымскимъ промышляти, сколко имъ Богъ помочи подастъ» [79];


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 21:24 
О беглых на Дон, Терек и Яик.
Беглые беглым рознь - беглыми назвали и непосредственно казаков, оставивших государеву службу. Так например об этом освидетельствуют следующие упоминания:
1) в отписке князя Волконского, привезенной в Москву 19 августа 1593 года сообщается: «…а хотели, государь, с нами идти в провожанье атаманы и казаки многие, да как приехал с украйны назад в войско казак Нехорошко Картавой, которой сбежал с твоей государевой службы из Серпухова и сказывал де атаманом и казакам, что на Москве их товарищем нужда великая: твоего государева жалованья им не дают, а на Дон не пускают, а служат на своих конех и корму им не дают, а иных в холопи отдают,…»;
2) в наказной памяти, данной Посольским приказом русскому гонцу в Турцию Борису Благову (о сносе Терского города при царе Иване IV и о запрещении казакам селиться на Тереке - август 1584 г.), сообщается: «...А нечто Борису учнут говорити паши и салтановы ближние люди, что которых чаушей посылает изо Царя-города в Дербень к Асман-паше з грамотами, и тех чаушей на Терке волжские казаки громят и их не пропускают, а сее осени, как шол изо Царя-города в Дербень Асман-паша, и на него приходили на Терке казаки и многих людей побили, и так за что государь делать велит над государя нашего гонцы Борису говорити. - Государя нашего отец царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии судом божим взял был у Темгрюка-князя кабардинского за себя дочку его и Кабардинскую землю взял в свое имя и для его челобитья поставил был город на Терке. И государя вашего отец Селим-салтан о том городе писал к отцу государя нашего, великому государю и великому князю Ивану, чтоб тот город велел отставить. И государь наш для брата своего государя вашего Селим-салтановы любви тот город отставить велел и воеводу и людей своих оттуду свести велел. А ныне людей государевых на Терке нет, а живут на Терке воры беглые казаки без государева ведома. А сее весны государь наш писал в Асторохань к воеводам, чтоб сыскали накрепко тех всех казаков, которые Волгою приходят в Терку, и они б заказ крепкой учинили во всех протоках волжских, чтоб казаки в Терку не проходили»;
3) в наказе русскому послу, снаряжавшемуся в 1586 году в Ногайскую Орду, сказано: «Беглые казаки, которые жили на Волге и наших людей судовых били и грабили, и мы их велели переимать и переказнить. И они, збежав от нашей рати на Яик, да Урусовы улусы погромили» [46].


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 22:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 янв 2012, 00:51
Сообщений: 191
Откуда: Пятигорск
Как когда то древние греки называли скифами самые разнообразные народы (в том числе и славянские). Так и на Руси черкасами назывались разные племена, не только адыгэ.
Когда-то адыги разделившись с абхазами (до того были одним народом) пришли из Закавказья на Северный Кавказ (в район где теперь живут карачаевцы). А здесь уже разделились на адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов, и расселились среди коренных народов. В то время на Руси их называли касогами. Черкасами тогда татары называли алан и возможно (как показывают исследования) предков казаков. Черкас - слово татарское. Постепенно это слово переняли славяне, и название "черкасы" стало употребляться по отношению к разным народам Северного Кавказа (и не только), а позже закрепилось за одним из адыгских племен. Это дает теперь черкесам совершенно несправедливое основание, заручившись поддержкой псевдоисториков, заявлять что все земли где проживали черкасы, по праву принадлежат им.
Что касается Пятигорских черкас:
Кабардинцы утверждают что Пятигорск их город, так как они происходят от Пятигорских черкас, и соответственно это их земли. В доказательство приводят факт, что в Пятигорске есть даже микрорайон Кабардинка, где в древности был их аул. Это конечно все полная ерунда. Городской район так назван из-за находившейся здесь ранее слободы, в которой селились солдаты Кабардинского полка. С одной стороны реки Подкумок находилась станица Горячеводская, а с другой Кабардинская Слободка. К тому же, как показывают исследования, Пятигорские черкасы жили с другой (северной) стороны Бештау. И еще кое что очень интересно. Раскопки показывают полное сходство Пятигорских черкас с жителями Подонья того же времени. Нахождение в этой местности адыгских артефактов археологами не обнаружено. Ну а сведения старинных историков о том что Пятигорские черкасы были христианами, говорили на понятном славянам языке, в интернете наверное все кто интересуется встречали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2015, 23:27 
Терский писал(а):
А здесь уже разделились на адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов, и расселились среди коренных народов. В то время на Руси их называли касогами. Черкасами тогда татары называли алан и возможно (как показывают исследования) предков казаков.

В книге францисканского монаха Фра Джованни дель Пьяно Карпине (Иоанн де Плано Карпини) «История монголов, именуемых нами татарами» (написана до 1252 г.), сообщается о народах (племенах) покоренных татарами: «С юга же к Комании прилегают Аланы, Черкасы, Газары (Gazaros) [часть племен населявших Крым и земли на Днепре - Казары], Греция и Константинополь, также земля Иберов, Кахи, Брутахии, которые слывут иудеями - они бреют голову,- также земля Цикков [Пятигорских Черкас], …
… Названия земель, которые они [Татары – потомки и полководцы Чингисхана] одолели, суть следующие: Китаи, Найманы, Соланги, Кара-Китаи, или черные Китаи, Комана, Тумат, Войрат, Караниты, Гуйюр (Huyur), Су-Монгал, Меркиты, Мекриты, Саригуйюр, Баскарт, то есть великая Венгрия, Кергис [Кергизы], Касмир, Саррацины, Бисермины, Туркоманы [Туркмены], Билеры, то есть великая Булгария, Корола, Комуки [Область Зиков], Буритабет, Паросситы, Кассы (Касоги), Аланы, Ассы, Обезы [Абхазы], или Георгианы [Грузины], Несториане, Армены [Армяне], Кангиты, Команы [Кыпчаки, Половцы], Брутахи, Мордвы, Турки, Газары [народ проживавший в Крыму], Самогеды, Персы, Тарки [Торки?], …, Черкасы, Руфены [Русы], Балдах, Сарты; есть и еще много земель, но имен их мы не знаем. Мы видели даже мужчин и женщин из вышеназванных стран» [136, 138, 139].



Крупный политический деятель Венецианской республики Иосафат Барбаро, в своём сочинении «Путешествие в Тану» (конец XV в.), писал: «Если ехать из Таны вдоль берега упомянутого моря, то через три дня пути вглубь от побережья встретится область, называемая Кремук [в нстоящее время живут Адыги], Правитель ее носит имя Биберди, что значит «Богом данный»... Дальше за этим народом, лежат области, населенные племенами с различными языками, однако они не слишком удалены друг от друга. Это племена Чипке (Чики, Цики), ТарКосьа (Касоги), Собаи (?), Кернертеи (Карачаевцы?), Ас (Асы), Аланы. Они следуют одно за другим вплоть до Менгрелии (Грузинского княжества]), на пространстве двенадцати дней пути» [96, 97, 98].
В этой же книге Иосафат Барбаро описывает и своё путешествие в Персию, где в частности рассказывает о походе по Северному Кавказу в 1486 году неких мусульман-фанатиков, уничтожавших христиан: «Эти фанатики направились к морю Баку и пришли к Саммачи и дальше к Дербенту и в область Тумени. Их было неимоверно большое количество, хотя частично и невооруженное. Когда они пришли к реке Терч [Терек];…, около Каспийских гор, где было много христиан-католиков, они их всех убили, каждого кого там нашли, мужчин, женщин и детей…. Тогда обернулись (двинулись в северном направлении) они против ЧЕРКАСИИ, двигаясь в сторону Чипиче [чиков, циков] и Чарбатри (Карбатри) [Кабарда] к Великому морю и, там разделались так же. И они не успокоились до тех пор, пока население ДидарКоссан [ТарКосьа – Касоги ] и Кремука [область, в настоящее время населяемая Адыгами] не восстало и, вступив с ними в бой, так их разгромило, что не осталось и двадцати из сотни, которым удалось бежать назад в свою страну. Так мы могли хорошо себе представить, что пережили там бедные христиане. Случилось это в 1486 году» [97, 98].
Ряд исследователей предполагают, что именно в 1486 году была окончательно разрушена Тмутаракань.
Терский писал(а):
о том что Пятигорские черкасы были христианами, говорили на понятном славянам языке, в интернете наверное все кто интересуется встречали.


на непонятном языке говорили не пятигорские черкасы, а Зики (Зихи - Адыги). Вот как например, описывает черкесов (зихов, зиков) живший на Кавказе в конце XV в. генуэзец Джорджио Интериано в своей книге «Быт и страна зихов, именуемых черкесами»: «Зихи — называемые так на языках: простонародном [Volgare — т. е. итальянском], греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — "адига". Они живут [на пространстве] от реки Таны [Дона] до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к Босфору Киммерийскому,... Живут они деревнями и во всей стране нет [ни одного] города или укрепленного стенами места,... Со стороны суши граничат они со скифами, то есть татарами. Язык их трудный — отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный. Они исповедуют христианскую религию и имеют священников по греческому обряду. Они постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон…. Охотнее всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает [в исторических актах встречаются сведенья о том, что Азовское море замерзало], чтобы грабить жителей скифов (татар), …» [72, 118].
Пятигорских черкас описывают по другому. Вот как например писал о Пятигорских черкасах (циках, чиках) в своей книге «Записках о Московии» (начало XVI в.) австрийский дипломат, историк и писатель Сигизмунд фон Герберштейн [83]:
Изображение

Известных Кавказовед А. А. Евтушенко в свой статье «Черкассия – поиски забытой страны», писал: «Что касается этнонима ЧИГИ (в латинском написании ЦИКИ - Ciki), то он хорошо известен историкам, этнографам, и никакого отношения к Адыгам никогда не имел. …Да, стремление, а правильнее сказать «бесплодные попытки», любою ценой связать имя ЧЕРКАССОВ с каким либо Адыгским племенем, приобрели у наших историков и этнографов маниакальный характер…».


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 дек 2015, 02:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 01:38
Сообщений: 1456
©

_________________
Ой слава Богу на небе!
А государю на земле!
А нам - донским казакам - на польской границе!

Магазин Военного Снаряжения


Последний раз редактировалось СотникМ 26 янв 2016, 04:13, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 дек 2015, 02:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июн 2010, 22:04
Сообщений: 3530
Армай писал(а):
Известных Кавказовед А. А. Евтушенко в свой статье «Черкассия – поиски забытой страны», писал: «Что касается этнонима ЧИГИ (в латинском написании ЦИКИ - Ciki), то он хорошо известен историкам, этнографам, и никакого отношения к Адыгам никогда не имел. …Да, стремление, а правильнее сказать «бесплодные попытки», любою ценой связать имя ЧЕРКАССОВ с каким либо Адыгским племенем, приобрели у наших историков и этнографов маниакальный характер…».


Не подскажете, в каких кругах Алексей Евтушенко известен как Кавказовед, какие источники с его научными работами по обозначенной теме вам известны. Буду благодарен за ссылки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 дек 2015, 03:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июн 2010, 22:04
Сообщений: 3530
СотникМ писал(а):
порылся по разрядным приказам. Действительно, сочетание "донские черкасы" не встречается. Всюду пишут "Донския казаки городка Черкасского".
Откуда же Губарев его взял ?

У Губарева это не термин этнический, а скорее название статьи словаря. В тексте статьи словосочетания в виде этнического определения "донские казаки" я не узрел. Черкасы на Дону явно были, но имени собственного такого как "Донские черкасы", видимо, не имели. Может есть смысловая игра словосочетания типа - Донские армяне, Армяне Дона.... Если первых можно понять как потомственных укореннённых старожил ("Екатерининские" к примеру), то вторых можно принять за армян без какой либо привязки к их потомственной укореннённости в регионе во времени. В том же ряду словосочетания - Немцы Поволжья и поволжские немцы. Может и не прав.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 дек 2015, 21:35 
Болтенко_Анатолий писал(а):
Не подскажете, в каких кругах Алексей Евтушенко известен как Кавказовед, какие источники с его научными работами по обозначенной теме вам известны. Буду благодарен за ссылки.

Извините - отпишу позже - слу.... Хороший и абсолютно профессиональный вопрос :)


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 дек 2015, 22:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 ноя 2010, 11:45
Сообщений: 1660
СотникМ писал(а):
Армай, благодарю за интересный материал. Тоже склоняюсь к тому, что то дипломатическая легенда.

Нет ли у Вас документов с упоминанием пятигорских черкас ?

Одно из самых известных упоминаний : В 1561 году состоялся брак Ивана Грозного с Марией Темрюковной, «из черкас пятигорских девицей». :)
"В 1560 году царь послал сватов Ф. В. Вокшерина и С. Мякинина на Кавказ «у Черкаских князей дочерей смотрети». 15 июля 1561 года княжна Кученей, «из черкас пятигорских девица», приехала в Москву вместе с братом Салтанкулом (в крещении Михаилом). Им отвели хоромы вблизи Кремля. Вскоре, царь «княжне Черкасской велел быть на своем дворе, смотрел ее и полюбил».

_________________
«Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя.» Джорж Бернард Шоу.


Последний раз редактировалось Берендей_ВВ 09 дек 2015, 23:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 09 дек 2015, 23:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 ноя 2010, 11:45
Сообщений: 1660
Болтенко_Анатолий писал(а):
СотникМ писал(а):
Так кого же называли в конце XVI и в XVII веке
пятигорскими черкасами и донскими черкасами?


Пятигорскими черкасами в источниках понимали служилых людей кабардинских, бесленейских и адыгейских князей на службе Московии. Термина "донские черкасы" в источниках не припомню, но допускаю осовременненное понимание как первичных, так и потомков Пятигорских черкасов осевших по разным причинам в Донских городках как старых, так и новообразованных.


"В дальнейшем булгары, назвавшиеся черкасами, заняли южные области Киевской Руси (запорожские казаки) и весь донской бассейн с верховьев реки до ее низовьев (донские черкасы), по Кубани осели кубанские черкасы."
БАРИЕВ Риза Халирахманович
Юг Руси
http://www.veshki-bazar.ru/yugrusi.htm
"Еще во времена Петра-1, слово "казаки" не употреблялось.
Оно стало употребительным, после подавления Пугачёвского бунта и разгрома Запорожской Сечи.
Это по приказу царицы Екатерины появились: Донские казаки и черноморские казаки.
Так же, по её приказу реку Яик переименовали в реку Урал.
А во времена Петра-1 их звали Донские черкассы и Запорожские черкассы.

_________________
«Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя.» Джорж Бернард Шоу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 10 дек 2015, 00:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 ноя 2010, 11:45
Сообщений: 1660
Болтенко_Анатолий писал(а):
Армай писал(а):
Известных Кавказовед А. А. Евтушенко в свой статье «Черкассия – поиски забытой страны», писал: «Что касается этнонима ЧИГИ (в латинском написании ЦИКИ - Ciki), то он хорошо известен историкам, этнографам, и никакого отношения к Адыгам никогда не имел. …Да, стремление, а правильнее сказать «бесплодные попытки», любою ценой связать имя ЧЕРКАССОВ с каким либо Адыгским племенем, приобрели у наших историков и этнографов маниакальный характер…».


Не подскажете, в каких кругах Алексей Евтушенко известен как Кавказовед, какие источники с его научными работами по обозначенной теме вам известны. Буду благодарен за ссылки.


Он писатель-фантаст :lol: :lol: :lol:
https://fantlab.ru/autor1736
а кавказовед, потому, что является ЧЛЕНОМ Научного общества кавказоведов.
http://www.kavkazoved.info/articles/about-us.html

_________________
«Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя.» Джорж Бернард Шоу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 10 дек 2015, 01:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июн 2010, 22:04
Сообщений: 3530
Берендей_ВВ писал(а):
Он писатель-фантаст :lol: :lol: :lol:
https://fantlab.ru/autor1736
а кавказовед, потому, что является ЧЛЕНОМ Научного общества кавказоведов.
http://www.kavkazoved.info/articles/about-us.html


С точки зрения системного анализа источниковой базы того или иного НАУЧНОГО вывода относительно терминологического смысла некоторых слово-сочетаний первично (для меня) важно понять не конечное мнение автора о проблеме, термине, идее, а исследовать степень достоверности исходного посыла, термина, слово-сочетания закреплённого в принятом научным сообществом за оригинал исследуемого текстового артефакта. К примеру - в разных статьях и монографиях касающихся вопросов истории Геродота приводятся цитаты выдернутые из общего контекста сообщения... Но если взять академическое издание Истории Геродота, где параллельно с оригинальным текстом даётся его подстрочный перевод, смысл первичного текста нередко расходится с интерпретацией цитаты из него. Часто наиболее точно понять и передать смысл написанного в оригинале может только носитель языка, на котором текст изначально написан. Есть и иные проблемы... Если, к примеру, сравнить переводные тексты и их смыслы Корана в переводе Пороховой В. и перевод Шумовского Т. может показаться, что тексты просто разные. А ведь эти тексты священны для миллионов людей в мире. А вот идентичности смыслов и до сих пор не существует. На подобный эффект указывает и известный профессиональный военный переводчик арабист Вашкевич Н. в своей монографии "Системные языки мозга". Поэтому для меня не столь интересно не является ли автор писателем-фантастом. Для меня важнее профессионал он и если да - в какой области. Более того, мне интересно понять из публично опубликованного перечня личных научных работ какую долговременную тему изучает профессионально тот или иной знаток темы. И если пусть даже профессор и доктор наук без приведения оригинала и его подстрочника обобщает некие этнологические смыслы в виде собственных этнонимов, производя произвольную подмену исходных смыслов на собственные - он для меня не менее фантаст, при всём моём уважении к его трудолюбию и научным званиям. Фоменко тоже не биндюжник с кичмана...но однако некие его пассажи вызывают недоумение. Собственно такая Фоменко-Мулдашевская методика работы характерна в последние десятилетия для разных ЧЛЕНОВ не РАН РФ, а для разных международных и околодворовых академий и сообществ пытливого ума толерантных секс-меньшинств в околонауке. Умеренный скепсис и фильтрация инфы чаще полезны, нежели вредны. С уважением.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 11 дек 2015, 19:24 
Берендей_ВВ писал(а):
Он писатель-фантаст https://fantlab.ru/autor1736

Нет А.Евтушенко живет не в Москве, а в Пятигорске. Вот его фото (в центре).
http://www.rubezh.eu/Zeitung/2007/10/17.htm
Отчество у него Григорьевич. Он директор и основатель Пятигорского Центра детско-юношеского туризма и экскурсий - педагог высшей категории, академик Московской Международной Академии туризма, мастер спорта по горному туризму, известный кавказовед, обладатель престижной награды «Золотой компас». Ученых степеней не имеет. Изучением истории родного края занимается многие годы.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 11 дек 2015, 19:30 
Болтенко_Анатолий писал(а):
С точки зрения системного анализа источниковой базы того или иного НАУЧНОГО вывода относительно терминологического смысла некоторых слово-сочетаний первично (для меня) важно понять не конечное мнение автора о проблеме, термине, идее, а исследовать степень достоверности исходного посыла, термина, слово-сочетания закреплённого в принятом научным сообществом за оригинал исследуемого текстового артефакта. К примеру - в разных статьях и монографиях касающихся вопросов истории Геродота приводятся цитаты выдернутые из общего контекста сообщения... Но если взять академическое издание Истории Геродота, где параллельно с оригинальным текстом даётся его подстрочный перевод, смысл первичного текста нередко расходится с интерпретацией цитаты из него. Часто наиболее точно понять и передать смысл написанного в оригинале может только носитель языка, на котором текст изначально написан. Есть и иные проблемы... Если, к примеру, сравнить переводные тексты и их смыслы Корана в переводе Пороховой В. и перевод Шумовского Т. может показаться, что тексты просто разные. А ведь эти тексты священны для миллионов людей в мире. А вот идентичности смыслов и до сих пор не существует. На подобный эффект указывает и известный профессиональный военный переводчик арабист Вашкевич Н. в своей монографии "Системные языки мозга". Поэтому для меня не столь интересно не является ли автор писателем-фантастом. Для меня важнее профессионал он и если да - в какой области. Более того, мне интересно понять из публично опубликованного перечня личных научных работ какую долговременную тему изучает профессионально тот или иной знаток темы. И если пусть даже профессор и доктор наук без приведения оригинала и его подстрочника обобщает некие этнологические смыслы в виде собственных этнонимов, производя произвольную подмену исходных смыслов на собственные - он для меня не менее фантаст, при всём моём уважении к его трудолюбию и научным званиям. Фоменко тоже не биндюжник с кичмана...но однако некие его пассажи вызывают недоумение. Собственно такая Фоменко-Мулдашевская методика работы характерна в последние десятилетия для разных ЧЛЕНОВ не РАН РФ, а для разных международных и околодворовых академий и сообществ пытливого ума толерантных секс-меньшинств в околонауке. Умеренный скепсис и фильтрация инфы чаще полезны, нежели вредны.

Полностью согласен. Отпишу в личку


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: История Казачьего народа.
СообщениеДобавлено: 12 дек 2015, 01:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 ноя 2010, 11:45
Сообщений: 1660
Армай писал(а):
Берендей_ВВ писал(а):
Он писатель-фантаст https://fantlab.ru/autor1736

Нет А.Евтушенко живет не в Москве, а в Пятигорске. Вот его фото (в центре).
http://www.rubezh.eu/Zeitung/2007/10/17.htm
Отчество у него Григорьевич. Он директор и основатель Пятигорского Центра детско-юношеского туризма и экскурсий - педагог высшей категории, академик Московской Международной Академии туризма, мастер спорта по горному туризму, известный кавказовед, обладатель престижной награды «Золотой компас». Ученых степеней не имеет. Изучением истории родного края занимается многие годы.


Вопрос был о том, в чём заключается его известность в качестве КАВКАЗОВЕДА.
Одна публикация не говорит об известности и репутации в качестве специалиста ...
А с информационной справкой о человеке Вы правы.

_________________
«Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя.» Джорж Бернард Шоу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 32 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Новости СКВРиЗ

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Rambler's Top100 доборные элементы