КАЗАЧИЙ АДЮЛЬТЕР. Семья - ячейка общества. Этот принцип был неизменным всегда. И крылатая фраза «казачьему роду нет переводу» органично пополняло это «золотое» правило.Казаки как обычно вступали в брак в 18 лет, девочкам дозволялось с 17. До первого вступления в службу оставалось 3 года и за это время молодая семья успевала обзавестись одним, а то и двумя детьми. Длительный срок службы являлся испытанием для молодой жены на проверку верности и целомудрия.Не все с честью выдерживали долгую разлуку, находились и “любительницы острых ощущений” причем, такие были в каждой станице. Расплата за содеянное была разной. Особо горячие казачки сносили неблаговерной голову шашкой, а другие, по христианскому обыкновению, просто прощали.Об любовных похождениях казаков и казачек я слышал в основном в форме,рассказов и былин.И вот наконец мне в руки попало дело 1819г которое так и называлось”-”О прелюбодеянии”..... .Зимой,1819 молодой казак ст.Михайловской Аким Куроплин ,”сломав” очередной срок ,вернулся из Грузии домой. Каково же было его изумление когда, переступив порог куреня увидел со старушкой матерью и женой, белокурое существо, игравшее с тряпичной куклой. Родная мать рассказала все без утайки про блудни молодой снохи с 28-летним и не женатым казаком Виктором Помясовым. Праведному гневу не было предела и Аким незамедлительно принялся”карать зло''. Авдотья и охнуть не успела как на нее обрушился град тумаков.Бабенка оказалась стойкая,.не проронив и стона покорна снесла побои. Устав “ карать зло” ,Аким поспешил заливать горе в станичный кабак.Рюмка за рюмкой и Акимка с верными полчками разрабатывает план мести.Предложения были разными.И оставить в холодном зимнем лесу на съедение волкам,и в куль да в воду.Так, в жарких спорах и предложениях дружки прокутили до рассвета.Но утро вечера, завсегда мудренее. Поразмышляв на не успевшую отойти от винца хмельную голову,решил наш Аким, идти в войсковую избу.Станичный атаман урядник Данила Миронов выслушав Акима, написал рапорт и передал в его в Хоперское начальство есаулу Ивану Казьмичу Лащилину.Надо сказать ,что судебная система того времени работала четко и слаженно.Не успели просохнуть чернила на рапорте как казаки привели под конвоем виновников “торжества”.Допрос был учинен по всей строгости закона и дабы не заполучить перспективу ночевки в“холодной'',наши голубки быстро сознались и дали признательные показания.Но утром Виктор, осознал пагубность своего положения и вместе с Авдотьей дает новые показания ,указав,что первичные были добыты с “пристрастием”.Бедный Иван Казьмич пол-года отписывался в Новочеркасск доказывая обратное.Казалось, дело зашло в тупик...Но на свою беду Авдотья была скверной и сквалыжной бабенкой.Она успела переругаться со всеми соседями в округе, снискав себе дурную славу.Ближайшие соседи Трофим Ворожейкин,Петр Юшкин,Тимофей Пеков,Трифон и Алексей Ермоловы, сдали Авдотью с ''потрохами”.Указав не только по дням все похождения фигурантов, но и указали адресок съемной квартиры на которой и совершались тайные свидания. Все это было подтверждено в “повальном обыске” подписанным 35-ю “чесными казаками.” Впереди оставалось самое тяжелое испытание-очистительная клятва на Евангелие... Не выдержали наши “герои”,сломались и признались по полной! Станичный приговор гласил ;За проявленное прелюбодейство казака Николая Помясова и казачку Авдотью Куроплину приговорить к наказанию 25-ю ударами плетью на полном станичном сборе.Наконец, в деле, длившемся более года, была поставлена точка.Вот и посмеялась от души станица! Только не все любовные дела кончались подобным образом.....
Утром 3 января 1801года в войсковую избу ст.Михайловской зашел казак Карп Драчиков.Вот что он поведал;..”.Я казак Карп Филиппов сын Драчиков(в современном написании Драчьков),веры греко-православной. Рожак станицы Михайловской,от роду 44года. Принимал участия в баталиях разных,наград не имею.Имею жену и двух детей незаконно рожденных за нахождением меня на службе.в армии. 1 Января я с женой Зеновеей выехал по хозяйству из Бубновых хуторов в станицу. И стал я жене неверной говорить о беспутной жизни ее ,о чрезмерной непривязанности семейной. О любодейных поступках и неоднократных побегах и к чему они и ныне пристрастна нежели к доброй с ним жизни. Говорил при том что,прижитых от любодейства детей воспитывает он и имеет попечение как о родных.Напротив того Зеновея оскалясь ему говорила..Черт де с тобою и детьми. На что я совершенно рассердившись спихнул ее с саней и уехал в тайней мысли что она пойдет за мной.Но видя что Зеновея не хотит ворочаться,догнал и привязал к оглобле”смертельным”узлом.Баба и впрежь стала мне говорить дерзости,на что я совершенно рассердившись стеганул кобылу всей мочью.Лошадь полохнувшись побежала шибко и Зеновея упала.Я не смог остановить лошадь и только выбежавши мой сосед Клим Водянов прыгнув схватил под узды и остановил.Зеновея была совершенно мертва и я с Климом положил ее в сани и привез в станичную избу.Обьявив станичному атаману от ставному сотнику Трифону Миронову,полковнику Лащилину и майеору Миронову за что и взят под караул.Намерений умертвить у меня совершенно не было а хотел дать полно страху что-бы она от всех противных закону поступков воздержалась.” “Cледствию открылось,что казак Карп Филиппов Драчиков совершил сей поступок не умышленно,сознавшись вскорости о вине своей. Поэтому согласно воинского права 158-го артикула наказать ево Драчикова плетьми и бдить на церковное покаяние в мужской Донской монастырь на 1 год с опотреблением на все работы”.
.Перед нами яркий пример наказания за совершенное прелюбодеяние согласно Войсковому судопроизводству.Но и церковь не оставалась в стороне.До конца 19 века как правило разводов в этом случае не давали.Но с начала 20 века делалось послабление. Правительствующий Синод иногда разрешал разводы.Тому подтверждение следующий документ: “Cогласно определению Епархиального Начальства,состоявшемуся с 7 по 12 августа 1906года и утвержденном Указом Святейшего Правительственного Синода брак супругов Луценковых(ст.Зотовская) расторгнуть по прелюбодеянию ответчицы Марии Михайловой Луценковой с представлением истцу Михаилу Евлампиеву Луценкову права вступить в новый,второй,законный брак с преданием ответчицы церковной епитимии,под руководством духовного отца на 7 лет и предоставлении ей также права вступления во второй брак по отбытии епитимии. Ист.ГAРО ф.695.д.314. ф.339.д.307. Cергей ''ХаперЪ''.
_________________ Составляем генеалогическое древо казачьих родов В.Дона
|