Дорогие друзья! Приглашаем Вас посетить наш Иловлинский район .
- вы сможете увидеть своими глазами Царицынскую сторожевую линию- крупнейшее фортификационное сооружение Европы первой четверти XVIII века.- также Вы посетите этнографический музей архитектуры и быта донского казачества «Казачий курень». - вы сможете приклониться к чудодейственной кровоточащей иконе Казанской Божьей Матери. - Испробуете целебную святую воду. - а также Вы сможете наловить рыбу, сходить в лес за ягодами и грибами, приготовить на зиму заготовки. Дыша чистым воздухом и наслаждаясь красотой окружающей природы, Вы будете питаться натуральными продуктами. Тесный контакт с природой, возможность ухаживать за домашними животными на ферме - может быть, именно это Вам и нужно? Для современного горожанина, привыкшего проводить целый день за компьютером в офисе, уже само длительное нахождение на природе- практически экстрим. Дышать свежим воздухом вместо дыма большого города, добывать пищу, срывая ее с дикорастущего куста (даже не с грядки на даче!) – это что- то необыкновенное! Пить чистую воду из родника или колодца, причем без всяких фильтров- и то непривычно… К тому же не хлебом единым жив человек, и мы скучаем по цветам и птичьему гомону, тишине и покою- именно эти привычные для сельских жителей вещи так высоко ценят горожане.
Царицынская сторожевая линия
Наверное, многие люди проезжая участок федеральной трассы Москва- Астрахань удивляются некому земляному сооружению, находящемуся по обе стороны дороги в 30 километрах от Волгограда. Огромный ров, вал, искусственные насыпи… Так что же здесь было почти 3 века тому назад? К концу первой четверти 18 века огромные земляные массивы донского края по прежнему оставались слабо заселенными (исключение составляли берега реки Дон и его левых притоков- Хопра, Медведицы, которые были покрыты густой сетью казачьих станиц и хуторов) и прежде всего потому, что Переволока, та самая узкая часть междуречья Дона и Волги, оставалась пограничной зоной, куда постоянно вторгались орды кочевников. Особенно участились набеги кубанских и крымских татар после 1711 года, когда Россия была вынуждена вернуть Турции Азов. Наиболее крупное вторжение кочевники совершили в 1717 году, подвергнув разорению и грабежу предместья Царицына, Саратова, Пензы и даже Симбирска. В результате нашествия было взято в плен более 12 тысяч человек и отогнано 163 тысячи голов скота. Урон, нанесенный населению и экономике края, был огромен . Оставлять дальше Переволоку незащищенной, тем самым сдерживать заселение региона и его хозяйственное освоение государство не могло. 15 ноября 1717 года последовал указ Сената о строительстве укрепленной черты « от Дмитровского (ныне город Камышин) к Иловле и к Дону, или от Царицына до Паншина… где работы будет меньше, а на Дону крепость в Паншине» Осуществление грандиозного плана правительство возложило на генерал- майора Кропотова. Несмотря на то, что чертежи на царицынскую линию были изготовлены в 1682 году (во время царствования царя Федора Алексеевича) генерал- майору Кропотову надлежало выбрать окончательное место строительства пограничной сторожевой линии. Дополнительный осмотр местности показал, что сооружение укрепленной черты от Царицына до казачьего городка Паншина гораздо меньше по объему строительных работ. С весны 1718 года в район Царицына были направлены десятки тысяч служилых и работных людей, караваны судов и подвод с различными припасами: продовольствием, строительными материалами, орудиями труда. Три года ( с 1718 года по 1720 год) изнывая от жары, испытывая недостаток в воде и пище, строители выкапывали ров, насыпали вал, сооружали крепости, полигоны, редуты, казармы, погреба для хранения боеприпасов, загоны для лошадей . В 1720 году работа по постройке линии и четырех крепостей была окончена. Царицынская сторожевая линия протяженностью около 60 верст была одним из фортификационных сооружений в Европе в 18 веке. Она представляла собой сухой 3х метровый ров и земляной вал высотой 9- 12 метров с четырьмя земляными крепостями, расположенными на самом валу. Поверх вала - частокол из заостренных вверху кольев. Первая крепость- Мечётная, находилась в 10 верстах от Царицына на реке Мечётке, была построена в виде неправильного четырехугольника. Вторая- Грачевская- в 17 верстах от Мечётной, по форме напоминала пятиугольную звезду. Третья – Осокорская- в 14 верстах от Грачевской и четвертая- Донская- на берегу реки Дон, вблизи казачьего городка Паншина. Между крепостями было выстроено 23 форпоста и сигнальные маяки. Каждая крепость имела гарнизон в 300- 500 человек, пороховые погреба, казармы. Всего на линии находилось 63 пушки. Кроме того, для обороны Царицынской линии выделялось в мирное время 5 армейских полков, размещавшихся позади вала в местах, удобных для отражения вторжения неприятеля. Наблюдение за неприятелем в степи, за сторожевой линией вели конные разъезды донских казаков. При угрозе нападения неприятеля, они быстро зажигали деревянные пирамиды, тем самым приводили в состояние боевой готовности гарнизоны крепостей и редутов. Строительство Царицынской сторожевой линии имело огромное значение для социально- экономического и политического развития нашего края. Начинается массовое заселение междуречья Волги и Дона, появляется хлебопашество, бахчеводство, овощеводство. В 1731 году сюда на поселение было направленно свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско. В 1765 году по манифестам Екатерины II, пригласившей людей из- за рубежа селиться в России, впервые появляются иностранцы- по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии и поселения последователей Яна Гуса, бежавших из Чехии от преследований католического духовенства. Переселенцам были гарантированны весьма существенные льготы и права: свободное отправление веры; земли лучшего качества; собственное управление колонией и судопроизводство; свобода торговли и заведения фабрик и заводов; свобода винокурения; невозбранное пользование рыбными и звериными ловлями; 30- летнее освобождение от податей, кроме акцизных пошлин; освобождение от рекрутской повинности и право свободного выезда из России, с отдачей 5- й части всего нажитого в случае выезда навсегда. Первая в нашем крае немецкая колония Сарепта за сравнительно короткое время превратилась в богатейшее поселение, в котором были развиты горчичное и мануфактурное производства, различные ремесла. Сейчас Царицынская сторожевая линия представляет собой небольшой по высоте вал и по глубине ров. В году был поставлен памятный знак Царицынской сторожевой линии. Он находится по правую сторону федеральной трассы Москва- Астрахань, в тридцати километрах от Волгограда. Красочно оформленная плита завораживает при первом взгляде на нее. Недалеко находится отметка высоты, которая показывает настоящий размер вала. А так же пушка.
Иловлинский музей народной архитектуры и быта «Казачий курень» назад
Музей был создан по инициативе партийных, советских и общественных органов власти под руководством Волгоградского областного комитета партии. В музее представлены наиболее характерные для казачьего поселения верховьев Дона: типы жилых и хозяйственных построек, предметы быта, орудия труда, одежда, утварь. Музей выполнен в виде типичной для конца XIX- начала XX вв. усадьбы казака. Первые постоянные поселения- городки появились у казаков в середине XVI в. В центре городка обычно ставилась одна большая становая изба на несколько казаков, называющаяся куренем. Слово «курень» происходит от монгольского слова «куря», что значит «стойбище» в форме круга. Впоследствии название перешло и на жилище семейного казака.
Поселок Лог Кровоточащая икона Божией Матери
Недалеко от музея «Казачий курень» расположен хутор Лог. Название это поселок получил потому, что находится он в низине, в логу. В феврале 1999 года в поселке Лог начали возводить церковь святых апостолов Петра и Павла. Было определено место под храм и началось строительство, которое продвигалось с трудом из- за финансовых проблем. Но с Божьей помощью сделали пол, провели отопленье, обложили стены кирпичом, поставили купол. Стараниями настоятеля храма отца Александра сделали ремонт внутри храма и благоустроили алтарное помещение. Престол освятили в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Когда- то в поселке бала церковь, но теперь на ее месте расположен Дом культуры. Вот и решили логовчане возродить храм на пустыре, почти на краю оврага. И задумку свою в жизнь возродили - вырос там храм, пусть небольшой, но уютный. В храме стали совершать богослужения и требы. Вот только жители самого поселка почти не ходят в храм на богослужения. Для них на главном месте рынок, огород, концерты и другие житейские проблемы. Но Матерь Божия не дает нам забыть о том, что Господь нас любит, ждет нас всех с покаянием. И всячески напоминает нам о жизни вечной. Вот и поселке Лог Матерь Божия через свою кровоточащую икону «Казанскую» призывает нас всех к покаянию и сердечной молитве. В 2003 году перед отъездом на «Рождественские встречи» в Москву. Отец Александр заметил, что на одной из принесенных прихожанами икон, а именно на Казанской иконе Божией Матери, на щеке появилось маленькая красная точка. Чтобы этим не соблазниться отец Александр об этом никому ничего не сказал, а решил понаблюдать дальше. Когда батюшка вернулся из Москвы, то увидел, что пятнышко увеличилось, а в преддверии великого поста оно стало еще больше. Об этот отец Александр сообщил владыке Герману, и владыка благословил служить перед образом молебны. В храм стали приезжать паломники, чтобы преклониться столь необычному образу Божией Матери. Об этом чуде показали на областном телевидении, написали различные газеты. А редакция газеты « Комсомольской правды» узнав про такое чудо, предложила сделать анализ этой крови, чтобы убедиться в подлинности чуда. Получив благословение Митрополита Германа, экспертиза показала, что красное пятно на щеке иконы- это действительно кровь и имеет такой же состав, что и венозная кровь в организме человека, что кровоподтек на щеке может быть только при болезни сердца, также было сделано об этом письменное заключение. Уже после обследования на левой щеке образа неожиданно проявилось пока едва заметное пятно. Точь-в–точь как на правой. Узнав об этом, паломники хлынули в храм святых апостолов Петра и Павла и уже есть сведения о различных исцелениях болящих, притекающих с верой к Пресвятой Богородице. Так недоверие обернулось в очередной раз торжеством православия и подтверждением подлинности Божьего чуда. Цвет крови на иконе меняется, он то светлеет, то темнеет. Объяснить это чудесное явление местные ученые и медики не могут. Более того, однажды около исходящей кровью иконы, даже изменила цвет кем то поставленная свечка - с желтого на красный. В храме каждый сможет приобрести фотоиконы и масло из лампады, которая постоянно горит перед чудотворным образом. Недавно этот чудный образ Божией Матери явил еще одно чудо- в двух разных местах у разных людей замироточили фотоиконы. А от помазывания маслом происходят исцеления. А сам Батюшка Александр вышивает иконы бисером, способные исцелять. Маленький храм святых апостолов Петра и Павла, единственный в поселке. До сих пор едва успевает справляться с наплывом паломников- преклонить колени перед святым образом едут со всей России. А отец Александр верит, что здесь произойдет еще не мало чудес. Ведь чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, те чаще они случаются.
Святыня Дона. назад
Святой источник находится в одном из красивейших мест на берегу Тихого Дона, недалеко от древнего Кременско- Вознесенского мужского монастыря, который находится в восьми километрах от станицы Кременской. Первозданная природа и удаленность от мирских сует дают возможность каждому приезжающему сюда человеку ощутить уединение и покой. Забытый Богом населенный пункт, несколько километров голой степи- и вдруг потрясающая панорама- года круто уходит вниз, а там изящный храм с новыми куполами, вся территория обнесена краснокирпичным забором, а за ним темной широкой лентой растянулся Дон. Дальше степь без конца и без края… Официальной датой открытия Кременско-Вознесенского монастыря принято считать 1711 год. На самом деле история его куда древнее. Пустынь была основана здесь в 1693 году, а отшельники селились и вовсе с незапамятных времен. И как все памятники истории и архитектуры монастырь имеет богатую событиями историю. Первая церковь в пустыни появилась предположительно в 1698 году. Местный старец Капитон обратился в Войско Донское с тем, чтобы они попросили у Петра I согласие на строительство церкви. Разрешение было получено, служение Богу началось. Каменный храм во имя Вознесения Господня начал строиться в 1763 году на средства войскового атамана Степана Даниловича Ефремова. Украсителем храма стал Иван Перфилов. В трапезной долгое время висел портрет Перфилова: монахи не забывали человека, украсившего храм великолепным иконостасом и серебряным ангелом в человеческий рост. Архитектура собора говорит о творческой преемственности допетровского зодчества местными мастерами. Он выполнен в традициях культовых построек третьей четверти XVII века. Это глухое пятиглавие, где вертикальный объем четверика, высокие аспиды слиты в единый объем. Внушительных размеров собор окружен с севера и юга низкими пределами с незначительными полукружиями аспид. Надо отметить интересную особенность- прямоугольные пределы вместе с центральным алтарем создают симметричную композицию. Большие гладкие поверхности стен дополнены крупными окнами с лучковыми завершениями. На храме скупой декор. Им являются металлические решетки на окнах, полочки над окнами. Интерьер наполнен светом и устремлен вверх. Самые животрепещущие моменты истории относятся к периоду советскому, когда церковных служителей разогнали. Для каких только целей не использовали монастырские помещения! Здесь после войны 1812 года в монастыре проходили реабилитацию казаки, была психиатрическая больница и туберкулезный диспансер, вплоть до 1960 годов в его помещениях располагался интернат для умственно отсталых детей, а в 1974 году руководители совхоза « Кременской» посчитали, что территория монастыря идеально подходит для свинарника. Лишь в 1992 году стараниями только образовавшейся Волгоградской епархии монастырь вновь стал таковым. Первая литургия была отслужена митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом в 1993 году. Семь простых железных крестов на могиле убранных камнями недалеко от храма. Здесь покоятся мощи святых мучеников. Широко церковью они не прославленны, но в народе почитаются как святые. По преданию монастырь был основан близ места, на котором некогда обитали семь братьев- пустынножителей, еще во времена Иоанна Грозного. Вполне возможно, что они пришли сюда с миссионерской целью. Шайка разбойников набрела на одинокий скит. Желая поживиться, но ничего не обнаружив у семи отшельников, разбойники убили этих людей. Как только о случившимся разошлась молва, сюда потянулись люди, многие из которых оставались здесь жить. Так что благодаря семи пострадавшим за веру братьям монастырь и возник. Позже какой- то заезжий торговый казак построил возле могил часовню, которая была названа Семибратской. А возникших хутор Саушенским, в честь одного из убиенных братьев. Главная святыня монастыря- икона Августовской Божьей матери. 18 сентября 1914 года под городом Августом она явилась нашим воинам. Русские войска были потеснены на немецком фронте, им предстояло жаркое сражение. Тогда казаки стали на молитву, и , как позже рассказывали потрясенные очевидцы, в светящимся облаке явилась им Божья Матерь с младенцем на руках. Потом на этом месте появился крест, затем все исчезло. Знамение оправдалось: в битве войско понесло на редкость мало потерь. Когда жены казаков узнали о милости Матери Божьей, они заказали местному иконописцу увековечить данное событие. Надпись внизу гласит: «икона сооружена иждивением казачек о здравии и спасении воинов…» После чего были перечислены 52 имени. Чтобы спасти икону от советской власти, полотно пришлось разрезать на две части: так было удобнее прятать. Одна из трудностей, с которой братия столкнулась, поселившись в Кременско- Вознесенском монастыре- острая нехватка питьевой воды. Однако молитвы монахов, были услышаны и в день явления Казанской божьей Матери недалеко от храма, забил источник. После закрытия монастыря сюда приходили люди на церковные праздники. Это, разумеется, раздражало местную власть, и при помощи бульдозера источник был засыпан. Лишь в 1992 году начались восстановительные работы К источнику можно добраться по лестнице, которая ведет вниз. Источник обустроен в виде колодца. Недалеко от него находится купель. Площадка, где стоит колодец, обнесена каменным забором. На Крещение местные жители, а также жители других деревень приходят к источнику обливаться и набирать святую воду. Святая вода удивительно вкусная и местные жители приписывают ей целебные свойства. Сейчас в монастыре проживают 8 священнослужителей. Монастырь в последние годы получает, как бы новое рождение - он находится в стадии реконструкции. Как бы там ни было, храм медленно, но верно восстанавливается. Здесь потихонечку возрождается наша православная история.
«Турбаза «Берлога»
История развития человеческого общества привела его сейчас к прямому открытому конфликту со средой обитания. На земле становится все меньше пресной воды, атмосфера загрязняется, меняется климат. Овраги разъедают пахотные земли, а пыльные бури сдувают и уносят плодородный почвенный слой. Реки мелеют и загрязняются, а рыбы в ней становится меньше. Растут города, транспортные коммуникации, а это требует пространства, и вот уже на месте лесов и лугов- асфальтовые площади и трассы, линии электропередач, газо- и нефтепроводов, крыши домов и дымящие трубы промышленных предприятий. Но осталось то место в котором природа сохранилась в естественном состоянии. В живописном лесу, на берегу Дона расположена туристическая база «Берлога».
Музей казачьей старины и быта в х. Озерки. назад
В марте 1996 года при Озерском сельском Доме Культуры был открыт музей казачьей старины и быта. Он представлял собой две комнаты казачьей хаты: горницу и стряпку. Здесь можно было увидеть старинную посуду, мебель, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое. Все эти экспонаты собирались по старожилам хуторов Озерки и Белужино- Колдаиров клубным формированием «Хранители». Также участники этого кружка приводят в порядок собранные экспонаты. Все кто состоит в клубном формировании, любят свой казачий край, сохраняют обычаи и традиции казаков. Люди охотно дарят свои старинные семейные реликвии потому что, видят - это бережно хранится и приумножается уже добрый десяток лет. Сейчас музей состоит из стряпки, горницы, кладовки и лобаза. В музее проводятся частые экскурсии с лекционным материалом. В нашем музее наряду со школьниками и жителями хутора побывали главы районного казачества, поэтесса Надежда Колесова, поэтесса- землячка, казачка Ираида Андреевна Мордовина, актриса Шукшина, государственный ансамбль казачьей песни и пляски «Казачий курень».
Материал подготовила Чеботарёва М.А
|