Ильчук Антон писал(а):
моя мама говорила, что были предки из Донских казаков. Я просто не знаю где найти информацию (хотя мне советовали обратиться в архив Ростовской области за деньги).
А почему нет желания поискать информацию по Ильчукам? И не на Дону, а на Западной Украине, откуда они и происходят.
Ильчук Антон писал(а):
Просто хочу узнать мои деды (не родные, в ветке по линии родства в основном прабабки) были ли казаками в действительности.
Даже если среди вашей не кровной, а всего лишь свойской родни, и имелись донцы, то что это может изменить в неказачьем происхождении Ильчуков?
Ильчук Антон писал(а):
Мне известно лишь это:
Просковья и Никонор (отец и мать моей прапрабабки) - Арина Никоноровна Сидоренко (1888г.р) сначала родилась жила в Ростовской области. <...> - муж Донченко Иван,
А это - далёкие свойские родственники Ильчуков, происходящие уже не с Западной, а с Восточной Украины, перебравшиеся оттуда на территорию области войска Донского (а не Ростовской области), до этого звавшейся Землёй войска Донского, а ещё раньше – Землёй донских казаков.
Ильчук Антон писал(а):
- у них родились дети: моя прабабка Матрена Ивановна Донченко (1912 г.р 7 апреля) и прадед Николай Иванович Донченко (1908г.р)
Я так понял, что это - предки матери Антона. Ну что ж: вполне типичные предки-малороссияне, родившиеся на земле казачьего Дона, но кровного родства с донцами не имеющие.
Ильчук Антон писал(а):
- Матрена Ивановна вышла замуж за Неупокоева Никонора. Ну и в дальнейшем уже пошли мои бабушки и дедушки о которых я владею информацией
А вот этот момент следовало бы осветить более подробно. Ибо хотя уже однозначно и можно сказать, что Неупокоев Никанор достиг призывного возраста к началу колхозного строительства на Дону и был призван, конечно же, в РККА; но вот отец Никанора мог быть и природным донцом. А мать Антона, как я предполагаю, приходится Никанору внучкой. Поэтому изысканиями следует заниматься именно места рождения Никанора Неупокоева и его отца, а не места проживания Донченок и Сидоренок.
Но тут следует помнить, что это - всё же родство по женской линии. Казаки же, как всем известно, ведутся от казаков: от их отцов, дедов и прадедов, а не от их матерей, бабок и прабабок (последние из которых были и татарками, и турчанками, и персиянками).

__

Пленная турчанка. (Этюд Народного художника СССР, новочеркасца Николая Васильевича Овечкина,
к картине "Вольница".) Фрагмент картины.
-- 23 дек 2014, 02:10 --
Ильчук Антон писал(а):
Извините за незнание, но Украинская фамилия (странно мне не говорила ни мать ни бабушка, что они вообще были из Украины) мешала служить в казачестве на территории Донского казачества?
Откуда мать с бабушкой могут знать о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой времён очаковских и покоренья Крыма? Тем более, что лично они (как я понял) были носителями уже не малороссийской фамилии, а фамилии Неупокоевых.
Служить же в донских казачьих полках могли лишь донцы, которые числились в составе Донского казачьего войска. А малороссияне, жившие на территории этого войска, служили в регулярной кавалерии и в пехоте русской императорской армии. Потому что казак являлся на государеву службу конным (а в походы ходил и двуконным) и оружным. А где это было взять перебравшимся на Дон в поисках лучшей жизни малороссам? Ведь на Дону они своих хозяйств не имели (так как вся земля была войсковой, то есть казачьей) и либо арендовали землю у казаков за соответствующую мзду, либо батрачили на донских землевладельцев за харчи и крышу над головой.
Но когда в начале XIX века войску Донскому была поручена охрана от кочевых народов шедшего от переправы через Дон у станицы Аксайской на Северный Кавказ и далее в Закавказье (в Тифлисскую губернию Российской империи) почтового тракта, то из-за нехватки для такой службы донцов к войску была приписана часть живших на войсковых землях малороссов, которых поселили в располагавшихся вдоль тракта станицах - Кагальницкой, Мечётинской, Егорлыкской... Вот тогда-то им и корректировали фамилии, приписывая окончания –ов или –в. Фамилии эти (типа Сидоренков, Донченков) и в наши дни несложно выявить среди исконных фамилий донцов.
-- 23 дек 2014, 02:40 --
Ильчук Антон писал(а):
что же мешало людям приходить в ту или иную станицу,оставаться там и на войну уходить в составе казачьих войск?
Так и приходили, и оставались... Но! На арендованной у казаков земле. (Это ж было уже не ДИКОЕ ПОЛЕ, как звался донской край в период обитания здесь кочевых народов, а вполне обжитое место, вся земля которого была поделена между юртами казачьих станиц и освоена.) Но никаких прав иногородние тут не имели: ни на казачью землю, ни на казачью службу. А когда их сыновьям подходил срок призыва на военную службу, то те отправлялись туда, откуда прикочевали на Дон их родители. И там воинский начальник определял им место службы: в пехоте, на флоте, в кавалерии или в артиллерии.
Вот дед и отец Будённого в своё время прикочевали на Дон из Воронежской губернии. Поэтому их сын и внук Семён по достижению призывного возраста возвратился на родину предков, откуда и был направлен служить в драгунах. Ибо был он иногородним и числился крестьянином Воронежской губернии, хоть и родился в хуторе Козюрин Платовской станицы (ныне - станица Будённовская) Сальского округа области войска Донского (ныне - Пролетарский район Ростовской области) и служить в казачьем полку не мог в принципе (хотя Будённый уже тогда был лихим наездником, так как работал объездчиком лошадей у хозяев имевшихся в Сальских степях конезаводов).

Знакомство русского крестьянина Воронежской губернии Семёна Будённого
с донским калмыком-казаком области войска Донского Окой Городовиковым.
-- 10 янв 2015, 00:30 --
Добавлю ещё сведений по поводу систем службы казаков и живших на Дону иногородних.В Российской империи существовали особые войсковые части, которые в первой половине 19 века не причислялись к армии, но участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Это были казачьи конные полки и артиллерийские батареи.
Казачество являлось особым способом принудительного принципа комплектования вооруженных сил Российской империи. Казаки не были крепостными или государственными крестьянами. Они были вольными людьми, но в обмен за свою свободу поставляли стране определенное количество готовых, вооруженных кавалерийских частей. Порядок и способы набора солдат и офицеров казачьи земли определяли сами. Они же за свой счет вооружали и обучали эти части.
Казачьи части отличались как высокой обученностью, так и высокой боеспособностью. В мирное время казаки несли пограничную службу в местах своего проживания. Границу они закрывали очень качественно, поэтому казачество как войсковое сословие сохранялось вплоть до 1917 года.

В 1874 году рекрутская обязанность, просуществовавшая почти два века, была отменена. После чего был введён новый способ набора армии - всеобщая воинская повинность.
Призыву в армию теперь подлежали все молодые мужчины, которым к 1 января исполнилось 20 лет. Призыв начинался в ноябре каждого года. От солдатской службы освобождались священники, медики и давалась отсрочка до 28 лет лицам, проходящим обучение в учебных заведениях. Количество подлежащих призыву в те годы намного превышало потребности армии, и поэтому все, кто не подпадал под освобождение от службы, тянули жребий. Шли служить те, кому выпал жребий (примерно один из пяти). Остальные зачислялись в ополчение и подлежали призыву в военное время или при необходимости. Они состояли в ополчении до 40 лет.